Найти в Дзене
Hakuzh

Статус третьего наиба Шамиля среди абадзехов

Таким-то посредником явился к ним Магомет-Амин, как высший толкователь шариата, но не как глава абадзехского племени. Он был первосвященником, судьею, предводителем при набегах, но и только, не более. Власти общественной, государственной, несмотря на военную организацию своих муртазигов и на установлявшиеся им штрафы - поборы с преступников, этой власти он не имел. Не помогли ему в этом отношении ни уважение к его личным качествам, ни родственная связь с знатнейшим из аристократических закубанских родов - князей Болотоковых. Оттого подданство Магомет-Амина и нескольких старейшин не было подданством абадзехского племени. Когда 20 ноября 1859 года наместник плененного уже Шамиля и приверженные ему уздени принимали присягу на подданство русскому государю, абадзехский народ, простолюдины да и масса старшин, не хотели и знать о новом порядке вещей. Они услыхали, что теперь с русскими можно жить мирно, что их трогать не будут, что аулы будут целы, поля не потравлены, сено не сожжено, скот не отогнан, - и были этим довольны. Но искренно отказываться от набегов и хищничеств [против колонизаторов] они и не думали. Магомет-Амин был поставлен поведением их в крайне щекотливое положение. Он несколько раз предупреждал нас о предстоящих вторжениях партий, уверял, что в разбоях учавствуют отъявленные негодяи, с которыми ничего сделать нельзя и с которыми народ не имеет ничего общего; но наконец положение его стало невыносимым. Опасаясь мести от абадзехов за допущение в землю их русских и за сношения с нами, он скрытно от абадзехского населения убежал в Турцию."
Таким-то посредником явился к ним Магомет-Амин, как высший толкователь шариата, но не как глава абадзехского племени. Он был первосвященником, судьею, предводителем при набегах, но и только, не более. Власти общественной, государственной, несмотря на военную организацию своих муртазигов и на установлявшиеся им штрафы - поборы с преступников, этой власти он не имел. Не помогли ему в этом отношении ни уважение к его личным качествам, ни родственная связь с знатнейшим из аристократических закубанских родов - князей Болотоковых. Оттого подданство Магомет-Амина и нескольких старейшин не было подданством абадзехского племени. Когда 20 ноября 1859 года наместник плененного уже Шамиля и приверженные ему уздени принимали присягу на подданство русскому государю, абадзехский народ, простолюдины да и масса старшин, не хотели и знать о новом порядке вещей. Они услыхали, что теперь с русскими можно жить мирно, что их трогать не будут, что аулы будут целы, поля не потравлены, сено не сожжено, скот не отогнан, - и были этим довольны. Но искренно отказываться от набегов и хищничеств [против колонизаторов] они и не думали. Магомет-Амин был поставлен поведением их в крайне щекотливое положение. Он несколько раз предупреждал нас о предстоящих вторжениях партий, уверял, что в разбоях учавствуют отъявленные негодяи, с которыми ничего сделать нельзя и с которыми народ не имеет ничего общего; но наконец положение его стало невыносимым. Опасаясь мести от абадзехов за допущение в землю их русских и за сношения с нами, он скрытно от абадзехского населения убежал в Турцию."