В начале V в. на территории Азовского, Черного и Каспийского междуморья сложились три политические конфедерации: Зихская, Сугдейская и Касожская. Динамичное социально-экономическое развитие адыгских земель в раннем средневековье, утверждение в них христианства способствовали их этнической консолидации и усилению центростремительных тенденций в развитии раннесредневековой государственности. Предпосылки для ее развития в странах Кавказа, в том числе и адыгских конфедерациях, сложились в эпоху Юстиниана I (482/483–565). Попытки византийского императора подчинить их себе остались без успеха, адыгским конфедерациям удалось сохранить свою независимость37. Эпоха Юстиниана была отмечена широкими конфессиональными и военно-политическими связями черкесов с Константинополем, что нашло свое отражение в военном (крепости
и укрепленные лагеря) и храмовом строительстве в их стране. О значении для Константинополя союза с черкесскими конфедерациями свидетельствует то, что именно здесь был построен Юстинианом I один из храмов Божьей Матери. Он подвергся окончательному уничтожению в 1954 г. при строительстве канализационных сооружений г. Адлер. От него остались лишь две рельефно-орнаментные мраморные плиты, изготовленные из константинопольского мрамора и входившие в систему украшений алтарной преграды храма, аналогичные которым сохранились в храме св. Софии (532–537) в Константинополе и в Пицундском храме Богоматери (550 г.) в Абхазии.
В середине VIII в. адыгский этнолингвистический массив предстал пред миром как единая государственно-политическая общность. В Византийской империи и в странах Западной Европы его продолжали называть Зихией, а в восточных странах – Касогией или Сугдеей. Совершенно очевидно, что движение адыгских земель к консолидации вокруг единого политического центра носило дискретный характер. Эта дискретность была связана, прежде всего, с фактором значительных
экспансионистских вызовов адыгам на протяжении всего периода Средневековья.
С середины X в., после разгрома русским князем Святославом Хазарского каганата (965–966) Таматарха (была возобновлена VII–VIII вв.) стала в основном адыгским городом. Расположение на стыке Черного и Азовского морей позволяло Матархе (Тамаркъей – Таматарха (Тмутарокань, Тамань) контролировать значительную территорию Причерноморья. Это способствовало ее превращению в политический, конфессиональный и коммерческий центр густо населенной Зихии / Черкесии.
К началу XI в. «соверенные права главы адыгской общности уже
полностью конституировались и стали обычными социальными нормами. Иными словами, – заключает А.В. Гадло, – адыги к этому времени уже не только вступили на путь формирования собственного государства, но и прошли значительный отрезок на этом пути». Известно, что в 10‒20-х гг. XI в. политическая власть была сконцентрирована в руках суверена князя Касожского Редеди. Письменные и археологические источники свидетельствуют, что XII в. стал временем необычайного процветания города. Сицилиец Ал-Идриси
произведения средневековой арабской географии «Нузхат ал-муштак фи-хтирак ал-афак» («Развлечение истомленного в странствии по областям», 1154 г.) писал, что Матарха была средоточием всех торговых путей из Византии в Причерноморье и являлась вторым портом по своему значению после Константинополя. Он называл Матарху вечным городом, существовавшим «с незапамятных времен
<…>. Там есть виноградники и обработанные поля. Его владыки очень сильны, мужественны, благоразумны и решительны. Их почитают за смелость и господство над соседями. Это большой город с множеством жителей, с процветающими областями; там имеются рынки и [устраиваются] ярмарки, на которые съезжаются люди из самых отдаленных соседних стран и близлежащих округов». Из сообщений ал-Идриси следует, что в подчинении у владык Матархи была большая территория. Они проводили самостоятельную политику, обеспечивавшую экономическое процветание города и его господство над ближайшейокругой. В результате многоходовой дипломатической интриги государь «Матархии, Зихии и всей Хазарии» подпал в первой половине XII в. под протекторат византийского василевса. Позднее император Мануил I (1143‒1180) внес в свой титул наименование «хазарский» и «зихский», Матарха была причислена к важнейшим для
империи «местам» государства.
В начале V в. на территории Азовского, Черного и Каспийского междуморья сложились три политические конфедерации: Зихская, Сугдейская и Касожская. Динамичное социально-экономическое развитие адыгских земель в раннем средневековье, утверждение в них христианства способствовали их этнической консолидации и усилению центростремительных тенденций в развитии раннесредневековой государственности. Предпосылки для ее развития в странах Кавказа, в том числе и адыгских конфедерациях, сложились в эпоху Юстиниана I (482/483–565). Попытки византийского императора подчинить их себе остались без успеха, адыгским конфедерациям удалось сохранить свою независимость37. Эпоха Юстиниана была отмечена широкими конфессиональными и военно-политическими связями черкесов с Константинополем, что нашло свое отражение в военном (крепости
и укрепленные лагеря) и храмовом строительстве в их стране. О значении для Константинополя союза с черкесскими конфедерациями свидетельствует то, что именно здесь был построен Юстинианом I один из храмов Божьей Матери. Он подвергся окончательному уничтожению в 1954 г. при строительстве канализационных сооружений г. Адлер. От него остались лишь две рельефно-орнаментные мраморные плиты, изготовленные из константинопольского мрамора и входившие в систему украшений алтарной преграды храма, аналогичные которым сохранились в храме св. Софии (532–537) в Константинополе и в Пицундском храме Богоматери (550 г.) в Абхазии.
В середине VIII в. адыгский этнолингвистический массив предстал пред миром как единая государственно-политическая общность. В Византийской империи и в странах Западной Европы его продолжали называть Зихией, а в восточных странах – Касогией или Сугдеей. Совершенно очевидно, что движение адыгских земель к консолидации вокруг единого политического центра носило дискретный характер. Эта дискретность была связана, прежде всего, с фактором значительных
экспансионистских вызовов адыгам на протяжении всего периода Средневековья.
С середины X в., после разгрома русским князем Святославом Хазарского каганата (965–966) Таматарха (была возобновлена VII–VIII вв.) стала в основном адыгским городом. Расположение на стыке Черного и Азовского морей позволяло Матархе (Тамаркъей – Таматарха (Тмутарокань, Тамань) контролировать значительную территорию Причерноморья. Это способствовало ее превращению в политический, конфессиональный и коммерческий центр густо населенной Зихии / Черкесии.
К началу XI в. «соверенные права главы адыгской общности уже
полностью конституировались и стали обычными социальными нормами. Иными словами, – заключает А.В. Гадло, – адыги к этому времени уже не только вступили на путь формирования собственного государства, но и прошли значительный отрезок на этом пути». Известно, что в 10‒20-х гг. XI в. политическая власть была сконцентрирована в руках суверена князя Касожского Редеди. Письменные и археологические источники свидетельствуют, что XII в. стал временем необычайного процветания города. Сицилиец Ал-Идриси
произведения средневековой арабской географии «Нузхат ал-муштак фи-хтирак ал-афак» («Развлечение истомленного в странствии по областям», 1154 г.) писал, что Матарха была средоточием всех торговых путей из Византии в Причерноморье и являлась вторым портом по своему значению после Константинополя. Он называл Матарху вечным городом, существовавшим «с незапамятных времен
<…>. Там есть виноградники и обработанные поля. Его владыки очень сильны, мужественны, благоразумны и решительны. Их почитают за смелость и господство над соседями. Это большой город с множеством жителей, с процветающими областями; там имеются рынки и [устраиваются] ярмарки, на которые съезжаются люди из самых отдаленных соседних стран и близлежащих округов». Из сообщений ал-Идриси следует, что в подчинении у владык Матархи была большая территория. Они проводили самостоятельную политику, обеспечивавшую экономическое процветание города и его господство над ближайшейокругой. В результате многоходовой дипломатической интриги государь «Матархии, Зихии и всей Хазарии» подпал в первой половине XII в. под протекторат византийского василевса. Позднее император Мануил I (1143‒1180) внес в свой титул наименование «хазарский» и «зихский», Матарха была причислена к важнейшим для
империи «местам» государства.