Вся история Средневековья раннего в наших юго-восточных и юго-западных широтах тесно связана с деятельностью хазар. Более чем странного и загадочного народа. По литературным признаниям их Царя Иосифа — страна была огромна и богата, ему вторили немало путешественников и послов самых разных стран. Центр этого благополучия всегда простирался от Дербентской стены Дагестана — до заволжских степей левобережья Итиля.
Как утверждают дошедшие до нас источники — за короткое (по меркам процесса исторического) время Хазария фантастически разбогатела. Благодаря обширной международной торговле рабами, мехом, зерном, шелком — превратилась в одну из самых богатых стран Евразии. Гейропейские, персидские, арабские, византийские путешественники, захлебываясь от восторга, описывали богатство городов, обширность территории Хазарии. Ну-ну…
Как вариант, обещал рассмотреть одну вкусную версию: а может быть «знаменитые города» Хазарии стоит поискать не в нынешнем устье Волги. А чуть южнее — под толщами вод Каспия? Проверяем, что ж делать…
Дербентская крепость и Морская стена. Идеальная отправная точка для авторского дилетантского расследования. В материале о переписке Царя Иосифа с сановником Кордовского Халифата Хасдаем бен Шапрутом (читануть можно здесь) упоминались «Ворота» (Дербент). С его знаменитой стеной, преграждавшей недругам путь в Закавказье. Очень удобно посмотреть на это сооружение, поскольку сохранилось неплохо. Покопаться в «морской части» Стены, чтобы о высоте вод Каспия рассудить здраво.
Крепость Дербент появилась как грозное фортификационное сооружение в эпоху персидской династии Сасанидов, когда остро возникла проблема защиты границ от вторжения периода Великого переселения народов (IV-VII вв. н.э.). С V века тут начинается грандиозное строительство, призванное защитить Переднюю Азию от волны кочевников — тюркских племен гуннов и хазар. Строилась фортеция поэтапно: цитадель и северная стена города, потом — южная стена, еще позднее — Горная стена.
Тактически Комплекс можно разделить на три части: Морские Стены, цитадель Нарын-кала и Горная стена (Даг-бары). Каждое укрепление могло защищаться самостоятельно, оставаясь частями единой оборонительной системы. Северная крепостная стена (Морская) тянется около трёх километров от цитадели Нарын-кала до Каспийского моря с запада к востоку. Сохранилась почти полностью. Снабжена 43-мя прямоугольными и полукруглыми башнями, расположенными в 60-70 метрах друг от друга.
Колебания Каспия в Дербенте. Эта история прослеживается благодаря «крепостному строительству» Сасанидов. Итак, IV-VII веках были перекрыты мощными каменными стенами — узкая полоса между Большим Кавказом и Каспийским морем. Стены обязательно подводились к берегу, немного выводились в море, лишая кочевников какой-либо возможности обхода. Интерес представляют исследования Льва Гумилева, что настойчиво копал подошвы Морской Стены для доказательной базы своей теории существования Хазарского Каганата. В 1961 году он установил самую низкую отметку основания стены: минус 33,5 м от уровня моря. Не будем углубляться в инженерную математику, просто зафиксируем, что во время строительства Дербентской стены уровень Каспийского моря опускался до отметки «минус 32 м».
Дальше возникли проблемы. Определить, когда именно на протяжении IV-VII вв. уровень моря был столь низким, не получилось. Дербентская стена после VII в. неоднократно восстанавливалась и перестраивалась, установить даты ее реконструкций практически невозможно.
На удачу, в распоряжение ученых попали остатки еще одной фортеции — самой южной. Она некогда протягивалась от горы Бешбармаг до моря. Не утомляя читателя, сразу говорю — уровень Каспийского моря во времена расцвета Хазарии (если судить по Морским Стенам Дербента, илистым отложениям и анализу письменных источников нескольких веков) был куда выше, нежели сейчас. Причем повышение это началось еще в VII-VIII веках, продолжалось до IX-го. Тут у нас корячится очередной тупик, но продолжим забег в более седые времена и научные данные…
Греческие фантазии. «Великим морем восхода солнца» Каспийское море называли ассирийцы. Они доходили до него во время одного из своих дальних походов. Но замеров глубин не оставили. Известен Каспий был и древним грекам: в VI-V вв. до н.э. они хорошо знали масштабы его зеркала, отмечали факт:
«Море не имело связи с океаном или другими морями».
Уже тогда крепко чесали свои ученые репы, гадая… почему, принимая огромное количество речных вод, Каспий не переполняется? Резонный вопрос, поскольку было прекрасно известно Черное море. Что избыток речных вод сбрасывает в Средиземное, а через него — в океан. Ничего лучше не было придумано, чтобы вопреки разуму и логике… Каспийское море объявить «заливом океана».
В III в. до н.э. правитель Гиркании Патрокл, совершив плавание вдоль берегов Каспия, высказал версию: оно действительно соединяется с Северным океаном, даже карты такие рисовались не одно столетие. Но существовала и другая гипотеза, Аристотелем смело предложенная. Ученый сей муж соединил Каспий с Черным морем … под землей. Версия прижилась в Средние Века, на карте 1320 года Марино Сануто подъем уровня объясняется тем, что:
«… подземное соединение этого моря с океаном было закрыто, и с тех пор это море поднимается».
Первые попытки вразумительно объяснить загадочное поведение Каспия стали выдвигаться только в новое время. Первым был англичанин Джон Перри. В 1701 году он вел изыскательские работы по строительству Волго-Донского канала. Долго думал и выдал вот что:
«Существуют достаточно сильные доказательства, что Каспийское озеро или море не имеет никакого подземного сообщения с океаном; следовательно, понижение уровня воды, находящейся в этом море, нельзя объяснить ничем иным, как силой испарения, обуславливаемого лучами солнца и силой ветра».
Потом, тоже англичанин, коммерсант Джон Хенвей в 1744 году записал интересное предание (неизвестного гидротехника, ага), согласно которому каждые 30 лет уровень Каспийского моря повышается, а затем столько же лет — понижается. И только к началу XIX века до учёных мужей дошло — причины колебаний уровня Каспия, их историческую ритмичность — следует искать в ходе изменений, на протяжении последних тысячелетий. Желательно с применением закона Джоуля-Ленца и инструментальным анализом. Дело пошло.
Чем закончилось — докладываю: к 1990-м годам в результате исследований археологов и радиоуглеродчиков (отложения мерили) ученые установили уровни колебаний Каспийского моря в отдельные отрезки времени.
Нарисовалась интересная закономерность. Каждые 200-250 лет уровень Каспия повышался, а затем столько же лет понижался. Два соседних ритма образуют один, почти 500-летний цикл: в начале и конце которого уровень моря был достаточно низким (-33 м и ниже), а в середине — довольно высоким (-22 м и выше). В интересуемый нас период (существование Волжской Хазарии) было вот что… Цикл начался в середине VII в. и завершился в середине XII в. Но … Тупик тоже нарисовался немалый. Высчитаны были общие направления колебаний уровня моря. Что не исключает факта промежуточных колебаний. Причем существенных во время цикла. Чему немало было свидетельств путешественников. Абзац…, шах и мат.
Листая Гумилева. Всегда очень осторожно снимаю с книжной полки творения Льва Николаевича. Но кое-что полезное и интересное он периодами пишет. Даже крепко достоверное. Возвращаемся вместе с талантливым публицистом-исследователем к Дербенту и Морской Стене. Очень интересно одно описание крепости, что оставили нам арабы. Как именно она строилась. Якобы огромные плиты, из которых она сложена, — можно было сдвинуть лишь силами 50-ти человек. Монструозные каменюки погружали на плоты из надутых бурдюков, транспортировали в море. Там понтоны разрезали и (канатами, — авт.) опускали на дно. Давненько улыбала версия, но более аргументировано по ней прошелся Гумилёв.
Разумно предположил: арабские историки явно привирают без зазрения совести. Первый раз увидели они стену Дербента лишь в Х веке. Тогда она действительно выступала далеко в море. Значит, Каспий банально поднялся с VI по Х века. И самое главное в этой «надувной истории» — на кой ляд такие пляски с бубнами вокруг фантастического по своей технологии «подводного строительства»? От кого защищаться собирались? С какими целями персидский шах перегораживает море, если стена — преграда от сухопутного конного кочевника? Он, степняк окаянный — по суху на ладьях (аки Вещий Олег) передвигаться не способен. Это исключительная русская черта.
Далее. После проведения подводной разведки Гумилеву удалось обнаружить амфоры у подошвы стен. Для пресной водички. Зачем они там, с барж что ли упали, пока стену строили? Нет, конечно. Это явный и крепкий аргумент в пользу того, что строили Стены на суше. А потом их поглотило море. Из этих рассуждений выходит, что в пору зарождения Хазарии уровень Каспия был немного ниже, чем сейчас.А огромные площади, залитые ныне морем, были в те времена — сушей.
Ничего другого не остается….Только предположить, что в пору расцвета и гибели Хазарского каганата, — Каспийское море непрерывно наступало на берега. А к Х веку Дербентская стена была затоплена на протяжении 300-400 метров. Это косвенно подтверждает помянутый выше итальянский географ ХIV века Марина Сануто:
«Каспийское море каждый год прибывает на одну ладонь, и многие хорошие города уже затоплены».
Вполне правдоподобно, поскольку на его глазах уходил в толщи вод Каспия персидский порт Абиверд (1304 год).
Картина печальных событий. Ну что же, начнем поиски столицы Хазарии и загадочных торговых городов, блестящих и богатых. Выбитые с Кавказа арабами, хазары оттягиваются к устью Итиля-Волги. То, что они осваивали земли выше по течению, — археологией не подтверждено. В конце VIII или начале IX веков, после принятия Каганами иудаизма, растет внутреннее напряжение внутри государства, бунтуют беки, начинают наглеть волжские булгары, на тихих лапках крадется с востока Хорезм. В конце IX века в Северном Причерноморье и на Дону нежданно-негаданно объявляются печенеги. Позже — падает на головы хазар еще одно лихо, варяжские дружины в союзе с булгарами, славянами. Потом и норманнские до кучи. С княжескими «русами» заодно. Полное окружение, осажденная крепость. Да с бардаком лютым внутри.
От печенегов приходится откупаться. Но с севера по высыхающим степям (тогда климат менялся серьезно) двигались новые и новые орды. Спасаясь от голода, в поисках новых кочевий. С юга неуклонно наступал Каспий. Год за годом заливая плоские берега, уничтожая знаменитое (по источникам) земледелие и сады, разрушая деревни. Если прикинуть схематично — к середине Х века две трети хазарской территории оказалось под водой.
Основа могущества и торговли, крупные торговые города и столица Итиль — погибают или находятся на грани выживания в момент появления норманнских или варяжских дружин Ольги (не Святослава, не подносите даже, не верю). Захватчики легко берут оставшиеся сухими хазарские города, печенеги добивают былое могущество Каганата в степях. С востока свою пайку отгрызает Хорезм. Но материальным наследием Каганата не овладевает… никто. Остатки цветущей страны скрывает море.
Только таким видится цепь событий. Иначе трудно объяснить, почему территорию государства, которую видели сотни глаз путешественников, историков, купцов, оставивших многочисленные письменные упоминания, — не могут идентифицировать географически. Речь идет не о каких-то границах, межевых столбах, речках и ручейках… О пропаже целого государства говорим. Подозреваю, Хазария действительно была огромной страной, и «сердце» ее находится сейчас под водами Каспия.
ЗЫ: Такова версия «археологической пустоты» материального наследия Хазарии. Очень грубая, широкими мазками, умозрительная. С научной точки зрения подойдем к проблеме в других материалах канала. Заглянем вглубь поселений, что признаются хазарскими. Сверимся с данными подводной археологии Каспия. Наведаемся в Дагестан еще разок. Очень интересные выводы напрашиваются…
Продолжение следует...
Читайте по теме: