Каждый рисунок — это своего рода срез психического состояния и развития ребенка. Не случайно рисунки детей всего мира одинаковы. Вы, наверное, знаете о головоногах, о психологических тестах с помощью рисунка, об арт-терапии. Рисунок для ребенка — это язык общения, способ отразить мировосприятие и вообще органичная ему деятельность.
Почему рисунок?
Дошкольник рисует то, что для него важно, о существовании чего он знает и помнит, а не то, что видит на самом деле. Ребенок рисует не предмет сам по себе, а свое представление о предмете. Детский рисунок отражает внутренний мир ребенка, его переживания и то бессознательное, что невозможно исследовать с помощью словесных методик и тестов. Во время рисования задействована не только интеллектуальная сфера ребенка, но и эмоциональная.
Тест-занятие. Определяем мотивацию, навыки и умения
В ходе теста-занятия попросите ребенка нарисовать что угодно.
Например:
— Лева, помоги мне с очень важным делом. Вот на листе (предложите ребенку выбрать лист из разных размеров) нужно нарисовать любую картинку. Это очень важно, так как эту картинку я отнесу начальнице (другу, подруге). Оцениваться рисунок не будет, главное, чтобы рисунок был и чтобы было понятно, что на нем нарисовано.
Все. Больше слов мотивации не нужно.
Правило. На листе ребенок рисует только сам.
Попросите не откладывать работу, узнайте у ребенка, что ему понадобится, хочет ли он рисовать один или ему хочется рисовать с вами. Запомните его выбор и отклик.
Если ребенок скажет, что не умеет рисовать, повторите, что начальнику (другу или подруге) это совсем не важно. Но важно, чтобы рисунок был. По сути малыш примет это задание наряду с теми, что получает в детском садике. Например, когда говорит вам, что нужна поделка или презентация.
✔️Обратите внимание на реакцию ребенка. Это тест на мотивацию.
В отказе может скрываться признание в истинном отношении к себе и своим возможностям или к вам и вашим просьбам. Если трудность возникла уже на этом этапе, задумайтесь о психологическом комфорте ребенка в семье.
Причина может быть и в том, что другая деятельность вашего малыша не позволяет переключиться, дайте время на ее завершение.
Если это планшет или игра в телефоне, помните, что захват внимания ребенка сейчас крайне силен, это своего рода страсть, так что отложите вашу просьбу.
✔️ В процессе работы засеките время выполнения, количество и время пауз.
Когда рисунок будет готов, оцените работу высоко, похвалите малыша. Почувствуйте, как он откликнулся на похвалу. По сути вы, конечно, оцениваете не рисунок, а наблюдаете и оцениваете отношение к работе вашего ребенка.
Далее сам рисунок.
✔️ Анализируется без ребенка и с ребенком. С ребенком обсуждается замысел: что и где изображено. Во что бы то ни стало удержитесь от критики! Читайте рисунок вместе с ребенком, как книжку.
Без ребенка обратите внимание на техническую сторону.
✔️Выбор инструмента (карандаши, краски, фломастеры) покажет, насколько ребенок заинтересован в средствах выразительности и уверен в себе.
Самый смелый выберет краски; фломастеры больше понравятся тем, кто ищет легкий путь; карандашом будут рисовать трудяги.
✔️Выбор цвета помимо психологического состояния покажет вам кругозор и готовность отразить приобретенные знания. Именно готовность.
✔️Количество цветов укажет на то, насколько вашего малыша захватил процесс. Степень нажима, уверенность линий продемонстрируют развитие руки и глазомера. Помните, в дошкольном детстве размеры и расположение объектов законам перспективы и детализации пока не подчиняются.
✔️Последний показатель — затраченное время. Чем дольше ребенок сидел над рисунком, тем выше была его заинтересованность. Запишите на обратной стороне рисунка дату, тему, имя и возраст ребенка. Обязательно отнесите рисунок на работу и как обещали покажите начальнику (подруге, другу, коллегам).
Причем здесь эмоциональный интеллект? —
спросите вы.
А вот причем. Описанный нами экспресс-текст во многом похож на методику Минь Ань Нгуена, кандидата психологических наук, профессора, заведующего кафедрой либерального образования университета Хоа Сен. Его методика диагностирует эмоциональный интеллект старшего дошкольника.
Подробнее с ней вы можете ознакомиться здесь: