Найти тему
Киноа: кино + архитектура

Выйти из тени: Ли Краснер и искусство абстракции

Оглавление

Женщина, которая училась у Хофмана, танцевала с Мондрианом и долгие годы жила в тени Поллока

У Краснер и Поллока было два пса: первого (на фото) звали Джип (от gypsy - цыган), второго (черный пудель) назвали в честь капитана Ахава из «Моби Дика». 
Фото: Ronald J. Stein
У Краснер и Поллока было два пса: первого (на фото) звали Джип (от gypsy - цыган), второго (черный пудель) назвали в честь капитана Ахава из «Моби Дика». Фото: Ronald J. Stein

В музее Гуггенхайма в Бильбао открылась ретроспектива Ли Краснер – женщины, которая училась у Ханса Хофмана, танцевала с Питом Мондрианом и долгие годы жила в тени Джексона Поллока. О ее творчестве и ее образах, запечатленных на кинопленке, – в этом материале.

От авангарда – к абстрактному экспрессионизму

Ли Краснер родилась в Бруклине в религиозной еврейской семье. В один прекрасный момент она начала анализировать отношение к женщине в иудаизме, граничившее с мизогинией, стала читать философов-экзистенциалистов и, уже будучи студенткой, увлеклась авангардной живописью Парижской школы:

Мы (Виллем де Кунинг, Аршил Горки и Ли Краснер – прим.) постоянно посещали выставки в галереях Пьера Матисса и Валентайна Дуденсинга.
Из разговора художницы с Дори Эштон, автором книги «Нью-Йоркская школа и культура ее времени»

Ли Краснер около 1940 г. Фото: Fred Prater
Ли Краснер около 1940 г. Фото: Fred Prater
Ли Краснер пишет «Портрет в зеленом» в своей мастерской в Нью-Йорке. 
Фото: Mark Patiky
Ли Краснер пишет «Портрет в зеленом» в своей мастерской в Нью-Йорке. Фото: Mark Patiky

К своим 20 годам Ли, которую в семье называли Леной (ее предки переехали в США из Винницкой области, Украина), подружилась с лучшими художниками-авангардистами и сочувствовавшими искусствоведами Нью-Йорка и познакомилась со своими будущим мужем, Джексоном Поллоком.

Важную роль в становлении Краснер сыграл художник и педагог Ханс Хофман и его школа-мастерская, где проходили лекции и важные для процесса дискуссии об эстетике и проблемах живописи.

Цвет для меня – мистическая вещь…

Ли Краснер своими словами рассказывает о работе над картинами и значении цвета в творческом процессе. Кстати, она любит синий цвет.

В кино и в литературе

В 2000 году вышел биографический фильм Эда Харриса «Поллок», сфокусированный исключительно на Поллоке – в основном, на его алкоголизме и семейных скандалах.

За роль жены художника актриса Марша Гей Харден получила «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана.

Эд Харрис и Марша Гей Харден в фильме «Поллок» (2000 г.)
Эд Харрис и Марша Гей Харден в фильме «Поллок» (2000 г.)
Ли Краснер (Марша Гей Харден) на вернисаже на фоне абстрактного полотна, выполненного в технике дриппинга (drip painting)
Ли Краснер (Марша Гей Харден) на вернисаже на фоне абстрактного полотна, выполненного в технике дриппинга (drip painting)

К сожалению, других образов Ли Краснер в большом кино пока не появилось – чего не скажешь о книгах. В 2002 вышел один из последних романов Джона Апдайка «Ищи мое лицо» (Seek My Face), основанный на биографии Ли Краснер. В книге ее героиня старенькая, болеет артритом и рассказывает журналистке-феминистке обстоятельства своей жизни с мужем-художником.

Музейное признание

Выставка в Бильбао организована совместно с Центром Барбикан в Лондоне, где в 2019 прошла ретроспектива Ли Краснер – то была ее первая большая сольная выставка в Европе за последние 50 лет.

В этом ролике куратор экспозиции Элеонор Нерн из Барбикана рассказывает о жизни и творчестве Ли Краснер – в частности, о полотне 1960 года «Глаз – это первый круг» (The Eye is the First Circle), проданной на аукционе Sotheby’s за рекордные $11,7 млн.


📌 Читайте также:
20 фильмов о современном искусстве от уличного граффити до Sotheby's