Найти в Дзене
La dame blanche (SimpleArt)

Театр в России при Елизавете Петровне (1741-1761): кратко о создании и развитии театрального дела в России (6 ч.)

Елизавета Петровна в своей политике ориентировалась на своего отца - Петра I. Наибольшее внимание уделяла культуре и политике, так как именно эти две сферы могли помочь ей...
Мы продолжаем цикл статей на тему «Создание и развитие театрального дела в России (конец 17-го-18 век)». Это шестая часть.

Если статья полезна/интересна, то, пожалуйста, напишите в комментарии «+», либо поставьте лайк. Спасибо за прочтение!

Елизавета Петровна в своей политике ориентировалась на своего отца - Петра I. Наибольшее внимание уделяла культуре и политике, так как именно эти две сферы могли помочь ей укрепить свое положение. Знаменательно то, что при императрице был сделан решительный шаг вперед к развитию русского национального театра - система императорских театров в России. 

При Елизавете Петровне в стране резко возрос интерес к искусству. С 1742 года Императорские театры находятся в ведении Министерства императорского двора, появляется чин «придворный артист Е. И. В. (Его/Её Императорского Величества)». В 1743 году в состав Императорских театров вошёл французский придворный театр, и лишь в 1764 году — французская опера.

В 1750 году кадеты шляхетского корпуса сыграли весь репертуар А. П. Сумарокова и на один из спектаклей, по преданию, попал Ф. Г. Волков. Шляхетский корпус - элитное училище для дворян. Русский театр, созданный в нем инициативными молодыми дворянами, стал основополагающим для становления и истории театрального дела в стране. В 1752 году императрица пригласила в корпус для профессиональной подготовки актеров-любителей театра Волкова, приехавших из Ярославля: И.А. Дмитриевского, А.Ф. Попова, Ф.Г. и Г.Г. Волкова.

-2

Знаменательной датой является 30 августа 1756 года, когда был подписан указ об учреждении Русского театра. Именно в этот момент официально признается существование структуры Императорских театров (публичных), под эгидой которой постепенно собрались несколько уже существовавших актёрских трупп и открылись новые казенные театры. Успех трагедий Сумарокова и слияние его профессиональной труппы с частью труппы театра Волкова во многом способствовали тому, чтобы первым директором Русского публичного театра стал сам Сумароков. Основой театра, созданного в 1756, стали ученики Шляхетского корпуса и актёры ярославской труппы. Таким образом, кадетский театр Шляхетского корпуса стал предтечей профессионального русского театра 18 века.

На содержание русской труппы выделялось всего 5 тыс. руб. в год, в то время как французские и итальянские получали 25-30 тысяч руб. в год. Данной суммы не хватало, чтобы покрыть все расходы, поэтому Сумарокову достаточно часто приходилось обращаться за помощью к фаворитам Елизаветы Петровны: Шувалову, Воронцову. Сначала все роли исполняли исключительно мужчины, только после 1757 года на сцене появились профессиональные актрисы: Мария и Ольга Ананьиных (супруги соответственно Григория Волкова и Шумского), Агафена Мусина-Пушкина (супруга Дмитриевского). Труппа Императорского театра состояла преимущественно из крепостных. Высочайшим указом определялись театральные помещения в Санкт-Петербурге и Москве соответственно  в Головинском доме на Васильевском острове и при Московском университете, вольную труппу которого возглавил М. М. Херасков (позже на основе этого театра была создана труппа Большого Петровского театра).

С 1759 году Придворная контора высочайшим повелением Елизаветы Петровны стала заниматься новым русским театром, представления давались для царствующих особ, а также для их окружения — придворной и дворянской публики.