Найти в Дзене
РецОбзор

Великий диктатор

Режиссёр, сценарист, актёр — Чарли Чаплин.

Жанр — сатира.

Итак, начнём с того, что это не сатира в понимании русского человека.

Русская сатира, как и английская, колкая, язвительная, порою злая и жесткая.

Этот фильм может выступать как пример классической американской сатиры, и в то же время как образец американского кино. Он добрый, лёгкий. Я долго думала писать ли вообще, что это сатира.

Комедия. Да, это похоже на классическую комедию ситуаций. Но опять же по сравнению с французской комедией положений, она менее колкая и вовсе не ходит на грани. Сами ситуации порой гиперболизированы для комического эффекта.

Фильм начинается с зарисовки боевых действий. Все кругом смеются, а ты сидишь одинокий и думаешь над чем собственно.

Если разбирать юмор, то надо бы разделить его на несколько подвидов.

Первый, это как раз таки нелепые ситуации, где играет большую роль харизма исполняющего нежели сама шутка.

Второй, где шутка органично смотрится внутри фильма, но если ее, эту шутку, вытащить вне произведения, то остается немного юмора.

Например, случай с клюшками. Он не логичен по сути, но органично смотрится в фильме: Человек сбежал из лагеря, пробыл на новом месте пару дней и уже оброс двумя чемоданами, набором клюшек для гольфа, шляпой и другим барахлом. Последующие сцены, как еврейский цирюльник несет это все, комедия.

Третий, что все растянут на гифки и будут вспоминать и пересказывать.

Я рада, что первой вида шуток в фильме мало.

Повествование. Это хороший пример удержания внимания. Фильм длиться чуть больше двух часов, но не беря в расчёт затянутость некоторых сцен, держит все внимание на себе. Тут ещё работает такой приём, как разбавление действия комическими вставками. Происходит разрядка и ты готов получить порцию серьезностей.

Несколько сцен, хорошо видно на последней, затянуты, но это показатель постановки, тогда фильмы были больше к театру и паузы «театральные».

Ожидания. Фильм не заигрывает с тобой, и не дает намеки, что два персонажа поменяются местами. Он это заявляет. Но неожиданно место и время подмены.

Планы. Не скажу за весь фильм, но есть несколько мест, довольно серьезных по содержанию и требований к актёрам, где они сняты одним кадром. И это шикарно.

Композиция. Превалирует симметрия и трехтоновое цветовое решение. Цветовое сильно сказано, учитывая что фильм черно-белый.

Симметрия не всегда однозначно читается.

Сюжет. Он логичен, остается актуальным, а большего и знать не надо. Лучше увидеть все своими глазами.

По итогу, Великий диктатор, возможно не самый лучший фильм Чаплина. Но он стоит того, чтобы его посмотреть, хотя бы разочек.