Найти в Дзене
La dame blanche (SimpleArt)

Театр в России в эпоху Анны Иоанновны 1730-1740: кратко о создании и развитии театрального дела в России (5 ч.)

В 1735 году императрица выписала кампанию певцов, комедиантов и музыкантов из Италии, вдохновившись представлением...
Мы начинаем цикл статей на тему «Создание и развитие театрального дела в России (конец 17-го-18 век)». Это пятая часть статьи. Все статьи цикла вы можете найти на этом канале.

Если статья полезна/интересна, то, пожалуйста, напишите в комментарии «+», либо поставьте лайк. Приятного прочтения!

В 1735 году императрица выписала кампанию певцов, комедиантов и музыкантов из Италии, вдохновившись представлением, которое было приготовлено для нее и организовано в честь ее коронации по инициативе польского короля Августа II. С этого времени представления шли два раза в неделю, драматические спектакли чередовались с балетом. Также были спектакли, в которых в качестве актеров задействовались воспитанники кадетского корпуса, обучавшиеся под руководством французского учителя танцев Ланде. 

Позже появилась итальянская оперная труппа. До 1757 года ее бессменным капельмейстером и композитором был француз Арайя. В его творческой манере не было новаторства (соответственно и в костюмах не происходило никаких новшеств), она вполне соответствовала известному тогда барочному стилю. Так как Анна Иоанновна не знала итальянского, поэт Тредьяковский переводил для нее тексты. Государыня смотрела спектакли, читая по ходу действия либретто. Это была по сути первая по времени профессиональная придворная труппа в Санкт-Петербурге (до того театры были в Москве). С 1731 в России появляется постоянно действующий придворный театр, представленный первоклассными европейскими труппами - труппа итальянской комедии дель арте во главе с Томами Ристори. В 1735 году с новой труппой комедии дель-арте приехала итальянская опера-сериал.

Известна страсть императрицы до грубых фарсов, шутовских представлений и немецких комедиантов (свадьба Бужениновой, организованная императрицей в 1740 г.). Тем не менее, во время правления Анны Иоановны  окончательно вошли балы в придворный обиход, пользовались популярностью фокусники, Россию часто посещали иностранные цирковые труппы: наездники, дрессировщики лошадей, канатоходцы, эквилибристы, в это время начали широко использовать печатную рекламу.

В отличие от театра в эпоху Петра I, театр при Анне Иоанновне получил свой прежний статус элитарности; показывали лишь при дворе для веобщего веселья, репертуар определялся лишь западной культурой. Однако, театр также познакомил русского человека с оперой и балетом, чем ускорил развитие данных жанров в России. Так, в 1738 году была организована Танцевальная школа, с которой началась история петербургского императорского Театрального училища. Также распространяется новый тип театра – вертепный кукольный театр.