Человеком движет страх. Этот вам любой поп-психолог подтвердит.
На самом деле, конечно, не всегда и не только, но большинство людей строят свои отношения с деньгами, руководствуясь страхами - страхом бедности и страхом богатства.
Моя мама передала мне страх бедности.
Это не упрёк в ее адрес. Мама часто рассказывала о своём детстве, оно казалось ей счастливым и безоблачным, я же слышала в ее воспоминаниях только жуткие приметы нищеты - отсутствие еды вдоволь, яйца и фрукты по праздникам, одежда с чужого плеча, ранний детский труд. Мама до сих пор не догадывается, какой ужас вселяли в меня ее рассказы.
У страха бедности два проявления. Я всегда была одержима желанием заработать, просто маниакально одержима, но одновременно как будто специально совершала поступки, которые лишали меня заработанного.
Примеры жуткие, как я покупала квартиру, какие я убытки закрывала в трейдинге, хотя нужно было просто подождать. Как постоянно переплачивала, какие суммы уходили просто в никуда.
Это были не кредитные средства, а мои собственные - заработанные своим трудом.
Потом я, конечно, жалела, ругала себя последними словами, но в тот момент, когда я доставала карту или прописывала договор, на меня как будто находил мор.
И это при том, что я работаю на двух работах и торгую на бирже почти каждый день, причём, торгую интенсивно - открывая несколько позиций и закрывая их вручную в течение дня. Это очень тяжело.
Потом я прочитала, что люди, которых пугает страх бедности, подспудно совершают действия, которые приближают их бедности. Они щедры в тратах, часто и даже охотно рискуют, азартны. Они не боятся потерять. Таким образом они как будто стремятся испытать то, что их так пугает, и избавиться, наконец, и от денег, и от страха. Бедность наступила, чего бояться?
О страхе богатства я знаю тоже не понаслышке, мой бывший муж - жертва именно такого страха. Он боится переплатить на копейку, но при этом как будто специально делает все, чтобы не заработать лишнее. Когда ему предложили повышение, сулящее солидную прибавку к зарплате, он гордо отказался, типа, слишком высока ответственность. Я была в шоке.
Конечно, меня дико раздражала его неприхотливость и непритязательность, его боязнь принять минимальный риск, его любимая поговорка «тише едешь, дальше будешь».
Ну и куда ты приехал? - издевательски спрашивала я его
Вообще-то я тоже никуда не приехала.
Потому что на страхе далеко никуда не уедешь.