Найти тему

"Надо" и "нужно": как говорить, чтобы не прослыть неграмотным? Легкий способ запомнить

Говоря о необходимости чего-либо, мы используем в речи слова НАДО и НУЖНО. Они так похожи друг на друга, что стали взаимозаменяемы. Однако между данными словами есть определенная разница.

Источник: https://pbs.twimg.com/media/DXYIqKGX4AEGAZp.jpg:large
Источник: https://pbs.twimg.com/media/DXYIqKGX4AEGAZp.jpg:large

Слово НУЖНО чаще всего используется в том случае, когда речь направлена на субъект, на то, в чем мы нуждаемся, в чем испытываем необходимость.

Например:

  • Мне нужна эта папка.
  • Детям нужен отец.
  • Студентам нужна консультация.

Когда же речь идет о действии, допускается использование обоих слов:

  • Для получения гуманитарной помощи нужно обратиться в администрацию города.
  • Для получения гуманитарной помощи надо обратиться в администрацию города.

Стоит заметить, что в данном случае слово НАДО приобретает разговорный оттенок, а слово НУЖНО - формальный. При этом слово НАДО считается более строгим.

Что же об этих синонимах говорит этимология?

Слово НАДО образовано от древнерусского «надобѣ», где "на" является приставкой, а "доба" корнем. В переводе с польского означает «момент, пора», а с украинского «время, сутки».

Слово НУЖНО происходит от прилагательного «нужный», которое в свою очередь образовано от существительного "нѫжда" – «нужда, бедность».

Таким образом, слово НАДО связано с временными событиями ( зависящими от времени), а слово НУЖНО с нуждой, необходимостью. Поэтому второе и кажется более строгим, требующим незамедлительного исполнения.
Таким образом, слово НАДО связано с временными событиями ( зависящими от времени), а слово НУЖНО с нуждой, необходимостью. Поэтому второе и кажется более строгим, требующим незамедлительного исполнения.

Например:

  • Мне нужна новая куртка.
  • Надо купить новую куртку.
Второе предложение подталкивает к совершению действия, направленного на устранение нужды.

Эти факты позволяют сделать вывод о том, что выбор нужного слова напрямую зависит от контекста.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить интересующие Вас материалы.