Как корабль назовёшь, так он и поплывёт — какое «имя» как лидеру себе присвоишь, так и работа в команде будет развиваться. Выстроить связь между людьми, которая сформирует взаимоотношения, способен только один инструмент — коммуникация.
Если вы поставили перед собой цель стать руководителем, за которым сотрудники пойдут и в огонь, и в воду - в общении с ними не стоит допускать следующие ошибки:
- Давать размытые инструкции, а потом отчитывать за неточную работу. По одной только брошенной фразе невозможно прочитать ваши мысли. Следите, чтобы все формулировки были однозначными и отражали ожидаемый результат. Не жалейте времени на обсуждение и проговаривание задач, в противном случае вы можете потратить больше времени на исправления и доработку необходимой задачи. Для уверенности спросите сотрудника, все ли ему понятно и нет ли вопросов. Особенно это важно в общении с новичками, которые ещё не влились в рабочие процессы и не понимают вас с полуслова. Хорошо если у вас прописаны инструкции для каждой должности и порядок выполнения рабочих задач. Последнее к слову можно прописать, если вы пользуйтесь CRM системой.
- Ждать, что сотрудник сам увидит свои ошибки, пока не наступил предел. Зачем ждать, пока чайник закипит? Можно сравнить это с диктантом по русскому языку. Сотрудник не увидит свою ошибку, потому что, возможно, он не знает правило. Не рекомендую накапливать проблемы, лучше решить их сразу. Согласны?
- Спускать осознанное пренебрежение работой. Лидер может прощать ошибки, но не терпеть распущенное отношение. Ваши реакции — это установки в головах сотрудников, по которым они ориентируются. Поэтому они должны понимать, «что такое хорошо, а что такое плохо», во избежание нарастания проблем и нездоровой обстановки. Уважение — ключ к любым отношениям, в том числе и деловым.
Тут важно отличать ошибки: от незнания - доносим человеку порядок правильных действий и помним, что нужно ценить, если сотрудник проявил инициативу и учится на своих ошибках; от пренебрежительного или легкомысленного отношения - показываем своё отношение или прощаемся с этим человеком.
- Не давать сотрудникам «воздуха»: игнорировать инициативы, не хвалить за успехи, жестко давить своим статусом «босса». Разницу между хронической безответственностью в работе и ненамеренными ошибками, из которых потом извлекают урок, мы уже выяснили в пункте выше. Из этого вытекает следующая ошибка - тотальный контроль. Вспомните, что вы тоже когда-то были новичком и росли на своих ошибках. Станьте для своих сотрудников где-то учителем, где-то мотиватором — вот это самое настоящее лидерство. Дайте им понять, что вам интересны их идеи, попробуйте чаще устраивать брейнсторминг. Ведь вы принимали на работу не роботов, а профессионалов со своим креативным и свежим взглядом. Не зарывайте своим Эго кладезь идей, которые могут принести успех бизнесу. И поверьте, любой живой ум и рвение к работе может на корню зарубить безразличие. Отмечайте успехи, придумайте систему поощрений, просто будьте внимательны к тем, кто горит развитием общего дела. Говорите «спасибо» и хватите, если есть за что. Такое обозначение заслуг поможет выстроить систему координат и задать сотрудникам правильный вектор к целям.
- Совсем не интересоваться мнением команды. Игра в одни ворота — нечестная игра, поэтому не забывайте про обратную связь. Ваша команда должна знать, что вы ее слышите, а не смотрите поверх их голов. Попробуйте сделать отдельный почтовый ящик для писем с жалобами/предложениями, пусть даже анонимными, если это необходимо. Обсуждайте эти вопросы на собраниях и покажите свою открытость к конструктивной критике. Иначе вы рискуете получить ситуацию с «чайником, который закипел», только уже в обратную сторону — от коллектива. Стоит отметить, что такие разговоры по душам помогут вам лучше понимать, что происходит внутри команды, и находить эффективные стратегии в работе с ней.
Руководители тоже не могут все знать, поэтому вспоминаем поговорку: «одна голова хорошо, а две лучше».
- Слепо доверять со стороны руководителя тоже не самое лучшее решение.
Когда я начинал свой бизнес в 2017 году все задачи я выполнял самостоятельно. С одной стороны это затормозило мой рост, но с другой стороны свой бизнес я теперь знаю от А до Я. Ставя любую задачу я понимаю сколько времени нужно на её выполнение и как должен выглядеть результат. Мой совет всем руководителям - знать рабочие процессы хотя бы в общих чертах, это существенно упрощает жизнь.
- Ну и самое сложное для каждого руководителя - делать вид, что все знаешь и не признавать свои ошибки. Отсюда вытекает несколько проблем - первая - вы можете не задать вопросы и что-то упустить из-за страха быть пойманным на лжи (если вы заявили, что все знаете/умеете). К слову, лгать сотрудникам в принципе не лучшая идея, даже если ложь безобидная. Второе - непризнание своих ошибок снизит ваш авторитет у сотрудников. Важно помнить, что человеческие качества не менее важны, чем лидерские.
Чем больше вы используете инструментов, которые выстраивают доверие и единство в достижении цели между вами и вашей командой, тем эффективнее вы становитесь.