Найти тему
gmarket.trade channel

Цензура в играх и торжество абсурда

Оглавление

Доброго времени суток, игроманы!

Цензура в играх – дело не новое, но так уж сложилось, что за последний десяток лет длинные руки цензоров всех мастей сумели крепко схватить игровую индустрию за шею. Влияние цензуры в том или ином виде ощущается практически в любой игровой сфере, начиная от незначительных мелочей вроде рисунков на текстурках, и заканчивая полным переделом сюжета, удалением целых кусков игры и переработкой всего продукта под конкретный рынок.

И если раньше это было результатом работы моралфагов, то теперь до цензурирования добралась и политика конкретных государств – Китай тому пример. Столь неприятный тренд может стать катализатором массы изменений, которые уже раскатали не один проект под катком цензурирования.

Зачем это нужно и к чему это приводит? Сейчас разберемся!

Цензура в играх: начало

До начала двухтысячных вопрос цензуры в игропроме не привлекал к себе особого внимания. В свет выходили игры с абсолютно разным содержанием, порой переходящим рамки «дозволенного», и доводящими вопрос морали до абсурда – чего только стоил вышедший в 1997 Postal, генерировавший лошадиные дозы дичи и угара.

Правительства разных стран (не считая преусловутой Германии) не сразу обратили свое внимание на игровую индустрию, т.к. до рассвета «цифрового мира» в сознании власть имущих любые цифровые развлечения мало чем отличались от Тетриса или Марио.

Не желая вникать в мир цифровых развлечений, цензоры просто запрещали те проекты, что показались им недопустимыми. Например, тот же Postal оказался под запретом в Австралии и ряде других стран. Правда, это никак не повлияло на итоговую успешность продукта, а разработчики редко занимались переделками проекта под требования регулирующих органов. Ну, запретили и запретили, бывает!

Со временем видеоигры из рядового развлечения превратились в огромную индустрию, охватившую весь мир. Вместе с ними стали сопряжены не только продажи разного рода приставок и периферии, но и массовые мероприятия, рекламные кампании, киноиндустрия и многие другие отрасли медийного пространства.

Такое преображение не могло пройти мимо цензорных органов незамеченным, а те, в свою очередь, были только рады заработать на новой отрасли. С тех пор процесс цензурного окучивания становился все более выраженным. Сегодня, в 2019, цензура в играх стала медленно превращаться в инструмент политического воздействия, т.е. пробивать дно в, казалось бы, бездонной луже абсурда.

Цензурирование as it is – зачем это нужно?

Увы, если спросить разработчиков или игроков о том, а нужна ли цензура в играх вообще, мнения неминуемо разделятся на два лагеря. Одни скажут, что любая форма запретов лишь мешает творческому процессу и не дает раскрыть ту или иную историю в полной мере.

И будут по-своему правы – порой запретительные меры сильно ограничивают повествование, или вырывают целые куски сюжета и геймплея. В случае некоторых стран игры могут быть и вовсе запрещены, либо переделаны до неузнаваемости, лишив игроков оригинального контента, а разработчиков – денег и времени, т.к. переделки будут идти за их счет.

С другой стороны, полная вседозволенность может выйти за рамки абсурда и породить проекты с настолько сомнительным контентом, что даже самые подготовленные геймеры начнут ошалело биться в припадках. Вопрос даже не в расчлененке или порнографии, но в самом содержимом истории. Скажем, вряд ли можно будет назвать хорошей игру, где нам нужно устраивать холокост и постоянно слушать аргументы в его пользу, с оправданиями и призывами обязательного повторения.

Проблема же цензурирующих органов находится в их своеобразном подходе, который и вызывает припекание как у разработчиков, так и у игроков. Основная идея – борьба с вредной информацией, способной вызывать у пользователей девиантное поведение (полное игнорирование норм общества). Под вредной информацией подразумевают всякую всячину, связанную с наркотиками, матершиной, расчлененкой и экстремизмом понятие которого крайне субъективно.

Однако жесткость надзора зачастую основывается на сомнительной статистике и откровенной подмене понятий, а законы пишутся людьми, которые сами никогда не притрагивались ни к психологии и психиатрии, ни к видеоиграм в принципе. Еще больше масла в огонь подливают СМИ, желающие собрать как можно больше просмотров на клик-бейтах. Наверняка Вы слышали новости или даже читали статьи о том, как какой-то закошмаренный жизнью подросток оттяпал голову однокласснику или расстрелял кучу народу, а дома у него на ПК обнаружили какую-нибудь «жестокую» игру вроде DOOM или Quake. Или Dota 2

Реальность же куда более прозаична. В действительности ни кровь-кишки, ни бранная речь, ни полуголые девицы в видеоиграх не являются первопричиной дурных поступков и девиантного поведения в целом. Действия школьных стрелков и прочих отморозков всегда связаны с откровенно хреновым психическим состоянием геймера, вызванным отвратительными условиями в среде его проживания.

Говоря простым языком, не зарубы в World of Warcraft делают Петю маньяком, а поехавшая крыша, сдвинутая непросыхающими родителями и/или издевательствами одногруппников или коллег по работе. В такой ситуации надзор все равно не поможет – лишившись «жести» на экране монитора, будущий Мэнсон включит телевизор и увидит ментов-детективов-бандитов-маньяков, весело размазывающих друг друга по стенке. Или откроет книгу и прочтет как Раскольников месил процентщицу топором. А иногда, знаете ли, и в окно достаточно посмотреть…

-2

От мала до велика

В целом, цензуру в играх можно классифицировать от самой незначительной до откровенно упоротой, когда адекватность цензоров вызывает большие опасения. К сожалению, из года в год количество правок превалирует над качеством, вызывая лютый седалищный зуд как и у разработчиков, так и у игроков.

Самая «легкая» версия цензуры в играх – изменение интерактивных элементов, мало влияющих на сюжет и геймплей в целом. Подобные запреты встречаются чуть ли не в каждой игрушке, начиная от «детских» проектов и заканчивая серьезными историями для взрослых людей.

  • Super Mario RPG лишилась жеста среднего пальца, т.к. считалось, что негоже учить пользователей плохим манерам.
  • В GTA V Майкл рисовал на спине другого персонажа член. В Японской версии половой орган заменили на ракету.
  • А еще в той же GTA V были убраны сигареты из рук нпц.
  • Изменение «победных» поз у персонажей в Overwatch на чуть менее сексуальные.
  • В другом продукте от Blizzard – Hearthstone, были заменены те изображения на картах, что можно было бы охарактеризовать как слишком «откровенные».
  • Обложка Borderlands 3 в России была переделана, чтобы быть менее похожей на православные иконы. Хотя псих сидит в позе Будды, лол
  • Любые возрастные ограничения условно тоже можно отнести к цензуре. Кого это когда-либо останавливало?
-3

Перечисленные выше примеры сложно считать влияющими на что-либо. Согласитесь, от смены анимации Mercy в Overwatch ни сам геймплей, ни Ваши результаты никак не изменятся. Как и от замены члена на ракету (хоть это и не так забавно).

Однако вопрос запретов не был бы интересен, если бы цензоры не стали переходить рамки разумного (и не очень). Столь активное вмешательство часто приводит к весьма печальным последствиям, заставляя разработчиков тратить уйму времени и денег на переделку каких-нибудь деталей.

Правда, порой разработчики сами изменяют те или иные элементы своих проектов еще до того, как на них накинутся цензоры. Увы, но в современном мире быть заклейменным гомофобом, женоненавистником или расистом, пусть даже и по идиотской причине, может дорого стоить.

  • В российской версии Call of Duty Modern Warfare 2 была вырезана миссия в «Шереметьевском» аэропорту. Игроку предстояло лицезреть как группа террористов под началом главного злодея – Макарова – расстреливает гражданских и силовиков. Миссия вызвала массу негодования среди сообщества, хоть и имела конкретный смысл в повествовании, потеря которого выгнула в позу всю сюжетную линию.
  • В NARC были вырезаны любые упоминания наркотиков и запрещенных веществ, хотя игра повествует о борьбе с наркоторговлей. «Мы боремся с тем-что-нельзя-называть, Джонни!»
  • В ряде стран South Park: The Stick of Truth лишилась сцен с анальными зондами и абортами, в то время как по ТВ ни одна серия или сезон не были убраны. Запрет на “дичь” в South Park попахивает абсурдом.
  • В играх, основанных на исторических событиях Второй Мировой, часто убирают изображения свастики. Это можно было бы понять в Wolfenstein, история которого базируется на выдуманном будущем, но видеть панцерваффе в атаке на Варшаву с какими-то непонятными закорючками на флагах как минимум странно. К слову, в том же Wolfenstein в Германии с лица Гитлера убрали усы, чтобы нарушить «образ».
  • В Китайской версии World of Warcraft все, что связано с костями, было убрано подальше от глаз поднебесных геймеров. Особенно досталось Отрекшимся и любым формам нежити – Близзард пришлось переделывать кучу разных моделей и локаций, чтобы не потерять китайский рынок.
  • Германия и Австралия очень не любят игры, в которых можно увидеть насилие. В Left4Dead Valve пришлось убрать всю расчлененку, заставить зомби исчезать после смерти и ликвидировать смертельный эффект от коктейлей Молотова. В CSGO убитые спецназовцы и террористы не умирают, а поднимают руки и сдаются. Ну а в Half-Life убрали кровь; убитые люди не умирали, а садились, грустно крутили головой и исчезали. Про проекты вроде DOOM и говорить нечего – их попросту запрещают.
  • Японцы очень любят цензурить сексуальный контент в видеоиграх, при этом именно Япония является основным генератором порнографического контента, даже в самых «извращенных» его проявлениях. Борьба пчел против меда, не иначе.
  • В The Last of Us для EU версии сильно переработали расчлененку, практически полностью лишив игру любой формы кровавой бани. Правда, сделано это было только для мультиплеера, в то время как в сингле замешивать кишки с костями никто не мешал.
  • Японская версия Until Dawn лишилась сцен со смертью персонажей, т.к. их посчитали слишком жестокими. В survival-horror, где «жесть» является практически основой всего.
  • В Fallout 3 была вырезана сцена с взрывом ядерной бомбы. Где? В Японии, где же еще (:
  • В Австралии из Witcher 2 были вырезаны все диалоги Геральта, которые приводили к сексуальным контактам. Бедный бабник-ведьмак и не догадывался, насколько он верен целомудрию.
  • Agony – игра про ад. Да, самый настоящий ад, где варятся грешники, носятся черти и демоны, и вообще творится самый натуральный звездопокалипсис. Разработчики убрали особо жестокие сцены и, кхм, физику ягодиц, т.к. им угрожали запретами и исками. Дьявол не одобряет.
  • Огромное количество банов стримеров и игроков по натянутым причинам тоже является частью цензуры. Одно дело, когда игрока наказывают за читы или РМТ, и совсем другое, когда наказывают за приколюхи, жесты или определенные геймплейные выкрутасы.
-4

«Запретить нельзя в продакшн»

Сегодня вопрос запретительных мер в отношении виртуальных развлечений встал особенно остро. Проблема пришла откуда не ждали – сами разработчики принялись усердно самоцензуриться, изменяя сюжетную канву или переделывая проект под локальную специфику.

Причины подобного самобичевания обычно кроются в двух плоскостях: рыночный вопрос и страх. И если с первым все более-менее понятно (запрет = неполученной выручке), то со страхом девелоперов перед разного рода «активистами» и их политическими покровителями воспринимается игровым сообществом с крайней степенью скепсиса.

В последние годы многие компании оказались под градом подобной критики. Kingdom Come ругали за отсутствие чернокожих героев (в средневековой то Богемии), третий Ведьмак критиковали по той же причине (хотя в лоре Ведьмака за Синими горами живут очень даже не белые люди), чуть ли не каждую игру обвиняют в сексизме. Про отношения девелоперов и китайских надзорных органов можно писать отдельный материал. В России сильно не любят истории, где русские войска показаны «плохими парнями» (Call of Duty, Company of Heroes).

В результате с каждым годом разработчикам приходится использовать все больше и больше ухищрений, чтобы не угодить в немилость тем или иным надзорным силам. Часто эти проблемы решаются минимальными правками, не затрагивающими чьих-либо «чувств», однако случаев с явными перекосами становится все больше и больше. И это пугает.

Сложно сказать, что ждет игропром в будущем. Тугое затягивание гаек, увы, видится наиболее вероятной перспективной. Однако хочется верить, что вместе с новым поколением цензоров придут люди, хорошо знакомые с цифровыми развлечениями и понимающие, где нужно нажать, а где это будет лишним.