Найти тему
MOTOBAZA.RU

Техника езды на тяжелом эндуро от 800сс: нужны ли спецкурсы?

Оглавление

Мотобаза.ру - школа эндуро, отличающаяся большим технопарком для проката, запасом амуниции для учеников, штатом профессиональных инструкторов и гидов. Члены нашей команды регулярно участвуют в крупных спортивных состязаниях, подтверждая квалификацию и уровень мастерства. В столице стали появляться курсы вождения эндуро для мотоциклов с объемом двигателя от 800сс. Организаторы предлагают учащимся, занимаясь на личных мотоциклах, освоить навыки езды на тяжелых эндуро, или по-другому – турэндуро.

Для примера: это BMW R 1200 GS Adventure (10/2013), источник: press.bmwgroup.com
Для примера: это BMW R 1200 GS Adventure (10/2013), источник: press.bmwgroup.com

Тяжелый эндуро и hard enduro– 2 большие разницы

Казалось бы, что плохого в отработке навыков езды на тяжелом внедорожном байке? Сам по себе процесс вполне нормальный, владельцу нужно научиться грамотному управлению, исходя из массы мото и его конструктивных характеристик. Другое дело, как это все подается организаторами курсов вождения эндуро.

Слово «hard» имеет значения «тяжелый», но в случае дисциплины эндуро, имеется в виду сложность прохождения маршрута, а не масса байка.

  • Хард эндуро мотоцикл с мощным низовым двигателем, позволяющим «впирать» на отвесные склоны, преодолевать огромные бревна и камни. Его масса – в среднем 120 кг, физически крепкий спортсмен может спокойно поднять мотоцикл и при необходимости втащить на себе.
  • Турэндуро мотоциклы сами по себе имеют массу от 200 до 300 кг. Даже на промо-роликах производителей, они двигаются по относительно ровной местности с небольшими подъемами – пустыни, каньоны, проселочные дороги с разбитым асфальтовым покрытием, трейлы. Никто не скачет на тяжелом эндуро по канавам, не прыгает в овраг, не продирается через бурелом с поваленными стволами и не штурмует кроссовые трамплины.

Турэндуро мотоциклы, такие как BMW R1200 Adventure, Honda Africa Twin Adventure Sports, KTM 1290 Super Adventure R, Triumph Tiger 1200 XCa, Yamaha Super Ténéré ES, Suzuki V-Strom1000XT, Ducati Multistrada 1260 S Tour предназначены для перемещения по асфальтовому покрытию и бездорожью в соотношении 50/50. Для них даже выпускают соответствующие шины с «пополамными» характеристиками.

Масса мотоцикла качественно влияет на легкость управления в условиях города, а на бездорожье этот критерий оказывает влияние вдвойне. Чем тяжелее аппарат, тем сложнее с ним справляться. Некоторые требуют усилий уже для того, чтобы снять мото с подножки. Также важно, как производитель разместил центр тяжести мотоцикла, турэры с завышенным ЦТ менее предсказуемы в условиях offroad. Тяжелый эндуро справится с каменистыми участками, если размеры камней не превышают габаритами бейсбольный мяч. Если пытаться гонять на нем как на кроссовом мото, то явно будет ощущаться пробивание подвески при невысоких прыжках или попадании в выемки. На песчаных и грязевых участках лучше себя показывают аппараты с большими передними колесами – в 21 дюйм, 19-дюймовые справляются хуже. Вывод: турэры хороши для мотопутешествий с исследованием сельской местности, но лезть на них в откровенные «говна» будет дорогостоящей ошибкой.

Что предлагают на курсах вождения тяжелых эндуро

В лучшем случае вы получите уроки экстремальной езды в классическом варианте. Однако, встречается и откровенная дичь: например, учеников выводят на кроссовую трассу. О различиях в настройке подвески для кросса и эндуро мы уже писали. Особо «креативные» тащат владельцев турэров на эндуро стадионы, заставляя корячиться через огромные бревна. Результатом таких занятий запросто станет чрезмерный износ мотоцикла, будет нанесен ущерб дорогостоящему пластику, экипировке и защитным фичам, которые предусмотрены на одноразовую защиту в случае падения. Подобные эксперименты также грозят райдеру травмами.

  • Во-первых, мотоцикл весом почти в 300 кг, придавивший ногу при падении, и спорт эндуро массой в 120 кг – 2 большие разницы, в первом случае отделаться легким синяком и испугом практически нереально.
  • Во-вторых, конструктивно турэры ограничивают свободу ног райдера. Многие отмечают, что приходится высовывать ногу, чтобы обеспечить упор или сохранить баланс при движении. Если ваши мотоботы недостаточно надежные, ноги при маневре могут пострадать.

Опытные райдеры прекрасно управляются с турэндуро, опираясь на навыки, полученные на более легких полноразмерных мотоциклах. Да, разница в весе ощутимая, но вот техника вождения практически идентичная с учетом корректировок по массе.

Что делать мототуристам для прокачки скиллов

Раз практика показывает, что техника езды на тяжелом эндуро базируется на навыках езды offroad, обратитесь в школу эндуро и тренируйтесь на арендованных мотоциклах. Просто заблаговременно скажите тренеру, для каких целей вы пришли на занятия. Нет смысла убивать собственный дорогостоящий мото, на котором вы планируете путешествовать с комфортом и наслаждаться видами. Если же душа требует мотопутешествий с хардом, то добирайтесь до места назначения на турэре, а там арендуйте соответствующую технику и гида, чтобы отрываться на «говнах». С таким подходом будет и мото целым, и райдер «сытым».

Всем добра и качественных мотопутешествий! Ждем для обучения внедорожным скиллам на Мотобазе.ру.