Найти тему
Мнение News

Герои или бандиты: За чьи интересы воюют сотрудники российских ЧВК?

Сложный ответ на простой вопрос.

Несколько лет назад, когда войны на Украине и в Сирии не сходили с первых полос газет, феномен ЧВК – частных военных компаний – плотно вошел в жизнь россиян. Отношение к ним почти сразу разделилось на две принципиально противоположные позиции: для них наемники стали героями и отчаянными искателями приключений, а для других – продажными убийцами и бандитами.

Одним их главных сторонников последней точки зрения стал оппозиционный журналист Константин Семин, назвавший ЧВК – «уродливым порождением капитализма», а их сотрудников – «продажными псами», готовыми на что угодно ради денег. По мнению Семина, наемники воюют не за интересы государства, а за интересы олигархов и, если им дадут команду, будут стрелять даже по своим согражданам.

У этой точки зрения нашлось немало сторонников – два видео, сделанных на эту тему Константином Семиным, набрали порядка 200 тысяч просмотров, с подавляющим большинством лайков. Но прав ли журналист и действительно ли наемники – это просто бандиты?

Ответ на этот вопрос является одновременно легким и сложным. Сами по себе наемники – это такие же российские граждане, как и любые другие. Кто-то из них отправляется на войну по вынужденным причинам, так как не смог найти себя в гражданской жизни или остался без работы. А кто-то потому что война — это его призвание, потому что это то, что он любит и умеет делать. Война существует столько же, сколько существуют люди, а поэтому профессиональный воин (а наемник это по сути и есть профессиональный воин) – такая же профессия, как и любая другая.

С этой стороны у бойцов ЧВК очень много общего с солдатами регулярной армии – и те и те получают деньги за ратный труд, и те и те воюют там, куда их пошлют. Единственное различие в том, что наемников посылают именно в те места, где нельзя «светиться» ВС РФ, чтобы не вызвать международный скандал. И ничего нового в этом нет – по такой же схеме уже много лет действуют многие страны мира. По такой же схеме действовал когда-то и Советский Союз, «военные специалисты» которого без погон и документов участвовали в войнах по всему земному шару.

Аргумент о том, что «сегодня бойцы ЧВК штурмуют Пальмиру, а завтра будут штурмовать Рязань и стрелять по мирным демонстрантам» тоже не работает. В 1962 в Новочеркасске по митингующим рабочим стреляли не наемники, а солдаты Советской армии; точно так же и в 1993 году Белый дом из танков расстреливали не бойцы ЧВК, а офицеры и солдаты Таманской дивизии. Наемники же пока воевали исключительно за пределами страны и только с ее врагами.

Еще одним важным аргументом Семина против ЧВК является то, что наемники защищают не «интересы государства, а заграничные интересы олигархов». Здесь все тоже не так однозначно. С одной стороны, Россия сегодня это действительно олигархическое государство – власть в стране принадлежит крупным бизнесменам и именно они и формируют в том числе и внешнюю политику Кремля. А поэтому «интересы» России в Ливии, ЦАР или Сирии это, во-многом, бизнес-интересы конкретных людей: концессии на добычу нефти, алмазов или иных полезных ископаемых, доходы от которых пойдут не столько в государственную казну, сколько в карманы людей из топа русского «Форбс».

Но, в это же время, нельзя игнорировать и того, что в той же Сирии российские войска и наемники (а их там было больше всего) боролись с международным терроризмом. В 2015-16 годах ИГИЛ (запрещена в РФ) была очень реальной угрозой в том числе и для России, а значит убивавшие террористов наемники защищали не только мирных сирийцев, но и рядовых россиян и те самые интересы государства, в которые так не верит Константин Семин.

Частные военные компании – это реальность современного мира, от которой никуда не деться. Они есть у всех крупных стран, претендующих на роль мировых лидеров и ведущих активную внешнюю политику. Российских наемников не в чем обвинить – неслыханных военных преступлений они не совершали, оружия против своих сограждан не поднимали. Да, рядовому обывателю сложно их понять, называть их «продажными псами» может только очень наивный или очень лицемерный человек.