Найти тему
Без музыки совсем не то

«Status Quo» - рок-группа, у которой за 50 лет не было ни одного падения, а только сплошной взлет

Английская рок-группа «Status Quo» - это практически единственный музыкальный коллектив, кроме «The Rolling Stones», конечно, у которого на протяжении всей своей карьеры не было ни одного провала, а наблюдался только один сплошной взлет, а это – ни много ни мало – 50 с лишним лет!

"Золотой" состав Status Quo во второй половине 70-х. Слева направо: вокалист и лидер-гитарист Фрэнсис Росси, ритм-гитарист и вокалист Рик Парфитт, барабанщик Джон Коглан и бас-гитарист Алан Ланкастер. Два последних музыканта покинули группу поочередно а 1982 и 1983 гг.
"Золотой" состав Status Quo во второй половине 70-х. Слева направо: вокалист и лидер-гитарист Фрэнсис Росси, ритм-гитарист и вокалист Рик Парфитт, барабанщик Джон Коглан и бас-гитарист Алан Ланкастер. Два последних музыканта покинули группу поочередно а 1982 и 1983 гг.

Со «Status Quo» мне впервые довелось познакомиться в 1982 году, когда сначала в «Ровеснике» вышла заметка о группе, в которой писалось, что из нее ушел барабанщик, которому надоело почти 15 лет играть рок-н-ролл. Затем появилась магнитофонная лента с альбомом «Blue For You» (1976 г.), который буквально поразил меня композициями «Rolling Home», «That's a Fact», и особенно «Mystery Song». Вот именно с этих пор я и принялся собирать винилы «Status Quo», коих у меня сегодня собраны все с первого (1968 г.) и по 1983 год, исключая 1970-й, но включая «концертник» 1977 г. и югославский винил «Ain't Complaining» (1988 г.).

В общем – я любитель этой группы, хотя и признаю, что она поназаписывала множество «проходных» альбомов, тем не менее, те шедевры, которые она за свою биографию выдала, с лихвой перекрывают вышеуказанный недостаток. Тем более что шедевров тоже множество. Из 33-х записанных на сей день студийных альбомов как минимум половину считаю шедевральными именно в творческом плане, а не в чартовом.

Не буду перечислять все достоинства этой английской рок-н-ролльной банды, они и так известны. Эта группа играет до сих пор, пластинки выпускает вот уже 52 года, всего продано почти (или даже более) 120 миллионов. Напомним, что те же «Deep Purple», начинавшие тоже в 1968 году, и играющие и сегодня, продали на 20 миллионов дисков меньше. Правда, они и альбомов записали на треть меньше, чем «Status Quo», но тем не менее. DP гораздо более знамениты, чем SQ, но вот видите, альбомов продали меньше гораздо.

Это только лишь малая часть альбомов, которые за 52 года записали и выпустили музыканты Status Quo
Это только лишь малая часть альбомов, которые за 52 года записали и выпустили музыканты Status Quo

И еще рекорд – SQ сумели протолкнуть в первую десятку британских хит-парадов 25 своих альбомов из 33-х, причем туда же попал и самый последний – «Backbone» (2019 г.).

Но самое главное достижение «Status Quo» – это то, что начав попадать в чарты в далеком 1972 году, они с тех пор по лестнице популярности шли только вверх и у них не было ни одного падения, ни одного провала, они все время оставались на слуху, и спустя 52 года после своего появления их значимость никогда и никем не ставилась под сомнение. Каждый альбом считался шедевром, хотя, конечно же, не каждый альбом таковым являлся на самом деле (по моему мнению).

Но это еще один рекорд группы – популярными были даже их самые неудачные альбомы. А все потому, что они ни разу не меняли выбранный в начале 70-х стиль. В этом они подобны «Моторхэдам» во главе с Лемми Килмистером – играли одно и то же, не экспериментировали, тем самым и спаслись от провалов.

В общем, много еще всяких рекордов в сфере музыки в целом и в сфере рок-музыки в частности поставили старички «Status Quo», но меня интересует не это. Я расскажу хотя бы кратко о лучших альбомах этой группы, которые я считаю шедевральными.

Ну, первые два альбома – «Picturesque Matchstickable Messages from the Status Quo» (1968 г.) и «Spare Parts» (1969 г.) – это не то, что слушают хард-рокеры и рок-н-ролльщики. Но эти два винила у меня есть, хотя и не оригинальные, а спаренные в издании «два в одном» под названием «Greatest Hits ~ The Status Quo Collection ~ 2 Record Set» (выпуск 1976 г.). Это были два психоделических альбома с уклоном рок битловских времен, и они практически провалились, невзирая на некоторый успех выпущенных с них синглов.

"Ma Kelly's Greasy Spoon" - это первый убойный альбом Status Quo, выпущен в 1970 году
"Ma Kelly's Greasy Spoon" - это первый убойный альбом Status Quo, выпущен в 1970 году

Следующие два альбома – это уже самый настоящий прог-рок с уклоном в рок-н-ролл (парадокс, но именно так я и оцениваю эту музыку). Называются они так: «Ma Kelly's Greasy Spoon» (1970 г.) и «Dog of Two Head» (1971 г.). Считаю эти альбомы самыми сильными, и, соответственно, моими самыми любимыми. Первого из них у меня в коллекции нет, а второй посчастливилось купить на барахолке за 20$, английский, новенький, правда, переиздание, но не позднее, потому что фактура конверта очень напоминает оригинал. Отличное состояние (идеальное) заставляет подозревать именно переиздание 80-х.

Эти альбомы тоже сначала у публики «не пошли» и в чарты не попали. Но зато следующий альбом – «Piledriver» (1972 г.), записанный как раз в том стиле, в котором «статусы» играют и сегодня, принес ошеломительный успех. Лично я не считаю этот альбом каким-то шедевром, когда я его слушаю, то сильно скучаю. Но факт есть факт – «Status Quo» прорвались к успеху именно с этим альбомом, и с тех пор «птицу счастья» не упускали ни разу. Кстати «Piledriver» у меня тоже в идеальном состоянии, тоже переиздание, но уже немецкое, и тоже обошелся за 20$.

Так выглядели Status Quo на выступлениях в самом начале 70-х годов
Так выглядели Status Quo на выступлениях в самом начале 70-х годов

Последующие альбомы группы уже получше – в каждом из них минимум 3-4-5 явных шедевров, и особенно в упомянутом выше «Blue For You». Однако в 1978 и 1979 годах случился некоторый провал (для меня, по крайней мере, потому что сами альбомы заняли в чартах высокие позиции) – альбомы «If You Can't Stand the Heat» и «Whatever You Want» не содержат, на мой взгляд, чего-то стоящего.

Зато следующие два альбома – «Just Supposin'» (1980 г.) и «Never Too Late» (1981 г.). – снова стали для меня убойными и шедевральными полностью, потому что в них просто нет ни одной скучной композиции. А вот после них пошла уже сумятица – выпускались альбомы и интересные, и не очень, но в каждом из них было минимум по две очень интересные композиции.

Status Quo на переломе 70-х и 80-х
Status Quo на переломе 70-х и 80-х

Из последних шедевров хочу отметить два явных МОНУМЕНТАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯ группы – это альбомы «Heavy Traffic» (2002 г.) и «In Search of the Fourth Chord» (2007 г.). Эти две записи я считаю лучшими после альбомов 1970-1971 гг. и 1980-1981 гг., о которых речь шла выше. Это также настоящие шедевры, и удивительно, что их сгенерировала группа очень старая, у которой, по идее, должны были бы давно закончиться все идеи, как, например, это произошло с такими бывшими монстрами, как «Deep Purple», «Black Sabbath» или «Uriah Heep».

Но эти два альбома слушаются так, будто записаны молодой гениальной группой на пике своих творческих возможностей. Это просто поразительно!

К сожалению, успех этих альбомов группе пока что не удалось повторить – следующие четыре альбома получились на обычном уровне «Status Quo», то есть хоть и не провальном, и даже хитовом, но, тем не менее, для меня недостаточном. Исключение составляет, пятый, последний на данный момент альбом – «Backbone» (2019 г.). Он хоть тоже не дотягивает до уровня 2002 и 2007 гг., но, тем не менее, в нем наблюдается некоторый подъем творческой активности, который выглядит очень многообещающе.

Не хочется, конечно, думать, что это произошло из-за смерти в 2016 году бессменного ритм-гитариста группы Рика Парфитта, замененного другим, более молодым музыкантом, тем не менее, очередная позитивная активность в альбоме наблюдается. По крайней мере он не скучен и даже интересен.

Status Quo сегодня. Крайние слева - новые барабанщик и гитарист. Крайние справа - более менее "старички" группы, хотя и не принимавшие участия в записи первой части альбомов группы
Status Quo сегодня. Крайние слева - новые барабанщик и гитарист. Крайние справа - более менее "старички" группы, хотя и не принимавшие участия в записи первой части альбомов группы

В общем, сегодня в группе остался только один музыкант первого состава – лидер-гитарист, вокалист и композитор Фрэнсис Росси. Ему сегодня уже 71 год, но музыкальную карьеру он оставлять не собирается. Ведь он же на 2 года младше Элиса Купера, который сегодня выпускает тоже убойные альбомы, так почему тогда более молодой Росси должен бросать такую супер-популярную во всем мире группу, в которую вложил без всякого преувеличения всю свою жизнь?

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:

Как «Grand Funk Railroad» стали с нуля миллионерами за два года, и почему они с треском провалились?

Три самых убойных альбома «Motorhead» и менее успешные произведения группы

Megadeth «Countdown to Extinction», 1992 г. Как Дэйв Мастейн решил заработать на любителях попсы