Английская рок-группа «Status Quo» - это практически единственный музыкальный коллектив, кроме «The Rolling Stones», конечно, у которого на протяжении всей своей карьеры не было ни одного провала, а наблюдался только один сплошной взлет, а это – ни много ни мало – 50 с лишним лет!
Со «Status Quo» мне впервые довелось познакомиться в 1982 году, когда сначала в «Ровеснике» вышла заметка о группе, в которой писалось, что из нее ушел барабанщик, которому надоело почти 15 лет играть рок-н-ролл. Затем появилась магнитофонная лента с альбомом «Blue For You» (1976 г.), который буквально поразил меня композициями «Rolling Home», «That's a Fact», и особенно «Mystery Song». Вот именно с этих пор я и принялся собирать винилы «Status Quo», коих у меня сегодня собраны все с первого (1968 г.) и по 1983 год, исключая 1970-й, но включая «концертник» 1977 г. и югославский винил «Ain't Complaining» (1988 г.).
В общем – я любитель этой группы, хотя и признаю, что она поназаписывала множество «проходных» альбомов, тем не менее, те шедевры, которые она за свою биографию выдала, с лихвой перекрывают вышеуказанный недостаток. Тем более что шедевров тоже множество. Из 33-х записанных на сей день студийных альбомов как минимум половину считаю шедевральными именно в творческом плане, а не в чартовом.
Не буду перечислять все достоинства этой английской рок-н-ролльной банды, они и так известны. Эта группа играет до сих пор, пластинки выпускает вот уже 52 года, всего продано почти (или даже более) 120 миллионов. Напомним, что те же «Deep Purple», начинавшие тоже в 1968 году, и играющие и сегодня, продали на 20 миллионов дисков меньше. Правда, они и альбомов записали на треть меньше, чем «Status Quo», но тем не менее. DP гораздо более знамениты, чем SQ, но вот видите, альбомов продали меньше гораздо.
И еще рекорд – SQ сумели протолкнуть в первую десятку британских хит-парадов 25 своих альбомов из 33-х, причем туда же попал и самый последний – «Backbone» (2019 г.).
Но самое главное достижение «Status Quo» – это то, что начав попадать в чарты в далеком 1972 году, они с тех пор по лестнице популярности шли только вверх и у них не было ни одного падения, ни одного провала, они все время оставались на слуху, и спустя 52 года после своего появления их значимость никогда и никем не ставилась под сомнение. Каждый альбом считался шедевром, хотя, конечно же, не каждый альбом таковым являлся на самом деле (по моему мнению).
Но это еще один рекорд группы – популярными были даже их самые неудачные альбомы. А все потому, что они ни разу не меняли выбранный в начале 70-х стиль. В этом они подобны «Моторхэдам» во главе с Лемми Килмистером – играли одно и то же, не экспериментировали, тем самым и спаслись от провалов.
В общем, много еще всяких рекордов в сфере музыки в целом и в сфере рок-музыки в частности поставили старички «Status Quo», но меня интересует не это. Я расскажу хотя бы кратко о лучших альбомах этой группы, которые я считаю шедевральными.
Ну, первые два альбома – «Picturesque Matchstickable Messages from the Status Quo» (1968 г.) и «Spare Parts» (1969 г.) – это не то, что слушают хард-рокеры и рок-н-ролльщики. Но эти два винила у меня есть, хотя и не оригинальные, а спаренные в издании «два в одном» под названием «Greatest Hits ~ The Status Quo Collection ~ 2 Record Set» (выпуск 1976 г.). Это были два психоделических альбома с уклоном рок битловских времен, и они практически провалились, невзирая на некоторый успех выпущенных с них синглов.
Следующие два альбома – это уже самый настоящий прог-рок с уклоном в рок-н-ролл (парадокс, но именно так я и оцениваю эту музыку). Называются они так: «Ma Kelly's Greasy Spoon» (1970 г.) и «Dog of Two Head» (1971 г.). Считаю эти альбомы самыми сильными, и, соответственно, моими самыми любимыми. Первого из них у меня в коллекции нет, а второй посчастливилось купить на барахолке за 20$, английский, новенький, правда, переиздание, но не позднее, потому что фактура конверта очень напоминает оригинал. Отличное состояние (идеальное) заставляет подозревать именно переиздание 80-х.
Эти альбомы тоже сначала у публики «не пошли» и в чарты не попали. Но зато следующий альбом – «Piledriver» (1972 г.), записанный как раз в том стиле, в котором «статусы» играют и сегодня, принес ошеломительный успех. Лично я не считаю этот альбом каким-то шедевром, когда я его слушаю, то сильно скучаю. Но факт есть факт – «Status Quo» прорвались к успеху именно с этим альбомом, и с тех пор «птицу счастья» не упускали ни разу. Кстати «Piledriver» у меня тоже в идеальном состоянии, тоже переиздание, но уже немецкое, и тоже обошелся за 20$.
Последующие альбомы группы уже получше – в каждом из них минимум 3-4-5 явных шедевров, и особенно в упомянутом выше «Blue For You». Однако в 1978 и 1979 годах случился некоторый провал (для меня, по крайней мере, потому что сами альбомы заняли в чартах высокие позиции) – альбомы «If You Can't Stand the Heat» и «Whatever You Want» не содержат, на мой взгляд, чего-то стоящего.
Зато следующие два альбома – «Just Supposin'» (1980 г.) и «Never Too Late» (1981 г.). – снова стали для меня убойными и шедевральными полностью, потому что в них просто нет ни одной скучной композиции. А вот после них пошла уже сумятица – выпускались альбомы и интересные, и не очень, но в каждом из них было минимум по две очень интересные композиции.
Из последних шедевров хочу отметить два явных МОНУМЕНТАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯ группы – это альбомы «Heavy Traffic» (2002 г.) и «In Search of the Fourth Chord» (2007 г.). Эти две записи я считаю лучшими после альбомов 1970-1971 гг. и 1980-1981 гг., о которых речь шла выше. Это также настоящие шедевры, и удивительно, что их сгенерировала группа очень старая, у которой, по идее, должны были бы давно закончиться все идеи, как, например, это произошло с такими бывшими монстрами, как «Deep Purple», «Black Sabbath» или «Uriah Heep».
Но эти два альбома слушаются так, будто записаны молодой гениальной группой на пике своих творческих возможностей. Это просто поразительно!
К сожалению, успех этих альбомов группе пока что не удалось повторить – следующие четыре альбома получились на обычном уровне «Status Quo», то есть хоть и не провальном, и даже хитовом, но, тем не менее, для меня недостаточном. Исключение составляет, пятый, последний на данный момент альбом – «Backbone» (2019 г.). Он хоть тоже не дотягивает до уровня 2002 и 2007 гг., но, тем не менее, в нем наблюдается некоторый подъем творческой активности, который выглядит очень многообещающе.
Не хочется, конечно, думать, что это произошло из-за смерти в 2016 году бессменного ритм-гитариста группы Рика Парфитта, замененного другим, более молодым музыкантом, тем не менее, очередная позитивная активность в альбоме наблюдается. По крайней мере он не скучен и даже интересен.
В общем, сегодня в группе остался только один музыкант первого состава – лидер-гитарист, вокалист и композитор Фрэнсис Росси. Ему сегодня уже 71 год, но музыкальную карьеру он оставлять не собирается. Ведь он же на 2 года младше Элиса Купера, который сегодня выпускает тоже убойные альбомы, так почему тогда более молодой Росси должен бросать такую супер-популярную во всем мире группу, в которую вложил без всякого преувеличения всю свою жизнь?
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Как «Grand Funk Railroad» стали с нуля миллионерами за два года, и почему они с треском провалились?
Три самых убойных альбома «Motorhead» и менее успешные произведения группы
Megadeth «Countdown to Extinction», 1992 г. Как Дэйв Мастейн решил заработать на любителях попсы