Суд, при назначении наказания, исходит из принципа его индивидуализации, то есть учитывает характер и степень общественной опасности совершённого преступления, мотивы и цели содеянного, личность виновного, характер нанесённого вреда, размер причинённого ущерба, дохода полученного преступным путём, обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность.
Таким образом, если наказание не индивидуализировано, то следует полагать, что оно и незаконно, хотя формально соответствует требованиям закона, по причине назначения в пределах санкции.
Так, при размере санкции от 5 до 15 лет, формальным требованиям закона будет соответствовать лишение свободы на срок 7,5 лет для четырёх категорий лиц: а) добровольно возместивших ущерб, б) ранее не судимых, в) имеющих простой рецидив преступлений и г) имеющих опасный рецидив преступлений.
Следовательно, для того, чтобы наказание соответствовало принципам законности и справедливости, необходимо установить критерии, определяющие его размер.
В качестве исследовательского материала возьмём санкции статей, предусматривающие безальтернативное лишение свободы.
В уголовном кодексе содержится перечень позитивных и негативных ограничений, влияющих на определение размера наказания, что позволяет выделить следующие 5 групп претендентов:
Группа «А» - лица, которым гарантирован максимальный предел наказания – не более половины от максимального срока наказания, предусмотренного статьёй уголовного кодекса либо не более двух третей от максимального срока при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, связанного с посягательством на жизнь или здоровье человека.
Группа «Б» - лица ранее не судимые и не имеющие судимости.
Группа «В» - лица, имеющие рецидив преступлений.
Группа «Г»-лица, имеющие опасный рецидив преступлений, которым гарантирован минимальный предел наказания – не менее половины от максимального срока наказания, предусмотренного статьёй уголовного кодекса.
Группа «Д»-лица, имеющие особо опасный рецидив преступлений, которым гарантирован минимальный размер наказания – не менее двух третей от максимального срока наказания, предусмотренного статьёй уголовного кодекса.
Подобные «преференции» присущи большинству уголовных кодексов на постсоветском пространстве.
В качестве примера для определения общего критерия, регулирующего порядок назначения индивидуального наказания представителям пяти групп, возьмём разрыв в санкции от 5 до 15 лет, разделим на 5 и получим 2 года, что и будет составлять зону уголовной ответственности каждой группы.
Претенденты, соответственно, окажутся в следующих зонах уголовной ответственности:
группа «А» – от 5 до 7 лет лишения свободы
группа «Б» – от 7 до 9 лет лишения свободы
группа «В» – от 9 до 11 лет лишения свободы
группа «Г» – от 11 до 13 лет лишения свободы
группа «Д» - от 13 до 15 лет лишения свободы
Пример с санкцией от 12 до 25 лет лишения свободы выглядит следующим образом:
Зона уголовной ответственности равна 2,5 года (13 : 5 =2,6 =2,5)
группа «А» - от 10 до 12,5 лет лишения свободы (путём определения гарантированного минимума 12,5 лет и вычитания из него 2,5 лет, составляющих размер зоны, что позволяет назначить наказание ниже низшего предела, либо перейти к другому более мягкому виду наказания)
группа «Б» - от 12,5 до 15 лет лишения свободы
группа «В» – от 15 до 17,5 лет лишения свободы
группа «Г» – от 17,5 до 20 лет лишения свободы
группа «Д» – от 20 до 25 лет лишения свободы
Практическое воплощение, предложенного способа индивидуализации наказания для гражданина "Е", обвинявшегося в совершении преступления повлекшего смерь человека, могло бы выглядеть следующим образом.
Гражданин »Е» является представителем группы «Б».
Санкция статьи предусматривает лишение свободы от 5 до 12 лет.
Зона уголовной ответственности для каждой группы составляет 1,4 года (7:5=1,4).
Соответственно для группы «А», возможный срок лишения свободы, составляет от 4,6 до 6 лет (12:2=6-1,4=4,6).
Для группы «Б» от 6 до 7,4 лет (6+1,4=7,4)
Таким образом, назначив гражданину «Е» наказание в виде 8 лет лишения свободы, суд безосновательно перевёл его в состав группы «В», состоящей из рецидивистов, к коим указанный гражданин не относится.
Полагаю, что занавес следовало бы опустить на цифре 6,6.
Клив Кевир – Лут, судья на покаянии