Найти тему

Джо Хилл: «Полный газ» (рецензия)

Обязательно прочитайте предисловие к этому новому сборнику рассказов и коротких повестей Джо Хилла. Ироничное и познавательное, чуть ностальгическое и очень душевное, оно по настроению чем-то напоминает «Жизнь мальчишки» Роберта МакКаммона. А еще оно задаёт не столько тон, сколько тему всего сборника: тему взаимоотношений отцов и детей, которая так или иначе всплывает в большинстве рассказов.

Два рассказа в сборнике: заглавный «Полный газ» и «В высокой траве» написаны Джо Хиллом в соавторстве с его отцом, знаменитым Стивеном Кингом. (Думается, ни для кого уже не секрет, что «Джо Хилл» – литературный псевдоним Джозефа Хиллстрёма Кинга, старшего сына Стивена Кинга. А если для кого это и был секрет, Джо Хилл его полностью раскрывает в упомянутом выше предисловии.)

Разумеется, книги прославленного отца оказали серьёзное влияние на творчество Джо Хилла (чего автор и не отрицает). Но также немалое влияние на Хилла оказало и творчество Рэя Брэдбери – причём не только его рассказы, но и книга «Дзен в искусстве написания книг; очерки о творчестве». И это заметно не только в вошедшем в книгу рассказе «У серебристых вод озера Шамплейн», посвященном Брэдбери, но и во многих других новеллах Хилла. Ну а наиболее близки к манере Кинга, разумеется, рассказы, написанные Хиллом в соавторстве с отцом.

В предисловии Хилл называет и других людей, кто повлиял на его творчество – и всё же перед нами очередная книга совершенно сложившегося, талантливого и самобытного писателя. Работая, в основном, в американской традиции мистического хоррора, Хилл, тем не менее, сумел отыскать свою собственную неповторимую манеру, стиль и настроение – и давно уже обрёл своё собственное «литературное лицо».

И выражения этого лица у Хилла бывают весьма разнообразны. Тут и вполне реалистичные психологические триллеры на грани хоррора без всякой толики сверхъестественного («Полный газ» и «Отпечаток большого пальца»), и добрая и грустная ностальгическая мистика, насквозь пронизанная любовью к людям и к литературе («Запоздалые»), и жестокая и увлекательная приключенческая повесть, близкая к фэнтези или, скорее, даже к «fairy tales» («Фавн»), и мрачная сказочная притча («Дьявол на лестнице»), и история о девочке из будущего («Всё, что мне важно, – это ты» – нет-нет, эта история отнюдь не об Алисе Селезнёвой!), и реально страшный хоррор («Карусель», «Станция Вулвертон», «Мамочки», «В высокой траве»). А кто еще сумел бы создать оригинальный и ужастик из одних только постов в Твиттере («Твиты из Цирка Мёртвых») – или из разговоров между пассажирами на борту самолёта («Вы свободны»)?

Всё это написано зримо и достоверно – даже если речь идёт об оборотнях, зомби, подводных чудовищах, призраках или зловещем древнем проклятии. Впрочем, оборотни, зомби, призраки и проклятия у Джо Хилла пусть в чем-то и перекликаются с «традиционными» – но в то же время свои, Хилловские: таких вряд ли встретишь где-либо ещё. Точность образов и мотиваций, психологизм и реалистичность деталей, лёгкая ностальгия и перекличка поколений, взаимоотношения отцов и детей – непростые совершенно разные в разных рассказах...

Уверен: большинство рассказов сборника мало кого оставят равнодушным. Так что читайте. Но честно предупреждаю: здесь есть несколько по-настоящему жутких рассказов.