Чуваши. Рождение ребенка. Как это было.
Изучая тему «НАРЕЧЕНИЕ ИМЕНИ» чувашами в старину, попутно сделал короткую «компиляцию» на тему рождения ребенка у чуваш, сохранив заметку для себя, и для тех, кому возможно будет интересно.
/Если ребенок уже зачат, то по поверью чуваш к середине утробной жизни (4,5 месяца со дня зачатия), Турă вдыхает в ребенка Дух. Испокон веков до рождения ребенка не советовали покупать пеленки, шить одежду, заранее не заносили в избу и зыбку (колыбельку). Даже имя не задумывали./
В старину(глубокой древности) у Чуваш, когда наступало время родов, приглашали повитуху (ача папаççи или эпи карчăк), обязанности которой обычно исполняет знахарка. Некоторые исследователи писали о достаточно легких родах у чувашских женщин. Это связано с тем, что женщины постоянно занимались физическим трудом и были сильными, здоровыми, поэтому роды могли произойти и в отсутствие повитухи. Повитуха, выступала первой восприемницей, приобщающей ребёнка к семье и обществу; её помощь сопровождалась заговорами и действиями, которым приписывались магические функции. Роженицу повитуха ведет в затопленную баню, где ребенок и родится на свет. Младенца она принимала на свой подол с произнесением приглашения и благословения. Считалось, что душу в момент рождения приносит ангел-хранитель Пирĕшти, а божество смерти Эсрель (более позднее наслоение из ислама –Шуйтан) здесь же караулит с целью похитить её. Чтобы душа не покинула тело, повитуха тёрла пуповину по направлению к животу младенца, затем перерезала её, у мальчика – на топорище или черенке кочедыка, у девочки – на донце прялки или ручке серпа, перевязывала льняной нитью; при этом она произносила заговоры. Только что родившегося ребенка повитуха берет в руки и говорит: Эй, Турă, çĕнĕ чун пачĕ, Пĕсмĕлле, амин, Турă, Ырлăхне, сывлăхне патăр. Эй, Боже подарил новую душу, Пĕсмĕлле, амин, Боже, Да подаст благополучия и здравия! Отрезанную пуповину бросает наугад (существовали и поверья/гадания, исходя из того куда упадет пуповина) за спину с такими словами: Хăй телейне пулат. На свое счастье будет. Пупок считался проводником между душой и телом, поэтому пуповину затем подбирали и старались сохранить, полагая, что он будет помогать новорождённому (прятали обычно на дне сундука, или в хлеву). Удачей считалось рождение ребёнка «в сорочке» /КĔПЕ-Кольчуга/, которую тоже хранили. Повитуха после этого с наговорами купает, моет ребенка в корытце (предварительно положив в корытце серебренную монетку, железный предмет и щепотку соли) , пеленает, укладывает в корытце и ставит его на самое теплое место бани с такими словами: Ăшă вырăнтан тухрăн, Ăшă вырăнта çут тĕнчене кур, ватăличчен, сỹтĕличчен пурăн, пирĕн пек телейлĕ пул, мана ватăлас кунăмра сума су. Эпĕ сана аннỹ пушă мар чухне, йĕнĕ чухне пырса тытрăм, аннỹ пушанман чухне кутна та çурăм, ачам, ỹлĕмрен сума су. Вышел из теплого места, В теплом же месте познакомься со светлым миром. Живи до старости, до выживания из ума, Будь счастлив, как мы, Почитай меня на старости лет. Я тебя приняла, когда мать твоя была занята, Я тебя восприняла, когда ты плакал, Я тебя обмыла, дитятко мое. Впредь почитай меня. Плаценту укладывали в старый лапоть, затем её прятали: мальчика – под нижним венцом избы или конюшни, девочки – хлева. Губы и язык ребенка смазывали медом. Таким образом проводился обряд передачи его под покровительство духу-хранителю домашнего очага. После этого повитуха помогала роженице мыться, совершая как гигиенические, так и якобы магическое очищение, и одевает ее. /Если ребёнок рождался недоношенным, слабым, совершали обряд впускания в него души./ Повитуха относит ребенка в дом. В доме повитуху встречают с угощениями, пивом, поят, кормят, особенно в случае, когда новорожденный - мальчик. Перед укладыванием младенца в колыбель бабушка или другая старшая родственница подносила его к печи и благословляла, мазала ему язык смесью сливочного масла и мёда, чтобы речи его были мягкими и сладкими. В зыбку в качестве оберега клали (безопасно) какой-либо режущий инструмент (нож, ножницы). После рождения ребёнка устраивали жертвоприношения духам. Приглашенный Йомзя (Юмăç)-знахарь разбивал над головой ребенка два сырых яйца липовой палочкой, после чего отрывал голову петуху и выбрасывал ее за ворота, как приношение, чтобы задобрить злого духа – Эсрель/Шуйтана. За ворота также выбрасывают хмель. Потом йомзя, держа ребенка перед очагом, бросает в огонь соль, заклинает злых духов, уговаривая их покинуть этот дом. Ребенку же желает быть храбрым и трудолюбивым, как его родители. Проводился обряд ача пăтти («каша ребёнка»), или - ача çуни (купание ребенка), или — ача яшки (суп ребенка), с участием отца, деда (или брата отца) и близких родственниц. Дед с караваем хлеба и кругом сыра чăкăт в руке молился богам и духам, обращался к предкам, испрашивая благополучие, здоровье младенцу и его матери. С середины 19 века этот обряд стала исполнять бабушка. На стол подавали хлеб, сыр, яичницу или омлет, молочную кашу или суп. По кусочку хлеба, сыра, ложку каши выносили во двор и с молитвой приносили жертву. Мать в благодарность подносила повитухе отрез холста, мыло. Гостьи одаривали роженицу отрезами холста, для младенца клали монеты. Угощение в честь новорожденного можно было устроить и в какой–нибудь праздник, но не позднее чем через год после рождения. Считалось, что в течение 40 дней ребенок особенно беззащитен перед злыми духами, поэтому его не оставляли одного, на колыбель вешали амулеты, а мать ребенка не посещала людные места, старалась не отлучаться от двора.
Имя ребенку давал чаще всего шурсухал-аксакал (часто йомза-юмăç), самый уважаемый мужчина в роду. Он мог либо предложить имя сам, либо спросить мнение родителей или других родственников из числа мужчин. Когда те говорили имя (выбор самого имени тоже имел большое значение, как бы предопределяя судьбу человека), он отвечал: «Да будет так». Ребёнку выбирали «пысăк атте» и «пысăк анне» (в православии это крёстные отец и мать), и передавали им ребенка через стол. У чувашей существовала древняя традиция давать ребёнку два имени. Одно имя знали все окружающие, и оно должно было принять на себя (как "громоотвод") сглаз, порчу, болезни и прочее. Второе имя знали- только родители, близкие и родные люди. Существовало поверье, что если Эсрель будет искать человека с двумя именами, то не найдёт.
P.S. Одним из самых больших несчастий для наших предков было отсутствие в семье детей. Считалось, что человек женится и выходит замуж прежде всего для того, чтобы родить и воспитать детей. Человек, который после себя не оставит другого здорового и воспитанного человека, прожил свою жизнь зря.
Подписывайтесь на мой канал и ставьте лайки, если понравилось.