Сегодня считается неполиткорректным упоминание о том, что в средние века именно Вологда и Архангельск назывались Белой Русью, а вовсе не та территория, где теперь живут новые белорусы. Да, племена руссов жили на берегах Белого озера, у самого Белого моря, в городе Белозеро, в котором правил князь Синеус. Как же ещё могли называть эту страну? Её и называли Белой Русью, Руссия Бланка, Бьянка Руссия и т. д.
Почти ничего теперь неизвестно и о религиях белых руссов. Несомненно лишь одно: до проникновения сюда христианства зороастризм в Новгороде, Вологде и Ладоге в диковинку уже не был. А кому же посвящались храмы с крестами на маковках?
Для меня давно уже встала задача разгадать загадку такого тотального распространения церквей, посвящённых святому Николаю, на Русском Севере, северо-западе России и даже в Прибалтике. Я чувствовал, что Никола каким-то незримым образом тесно связан с воспоминаниями о древнем потопе. Но это всё на уровне прозрений и интуиции. Фактов у меня нет и по сей день, но косвенные подтверждения моим ощущениям всё-таки начинают появляться.
Напрасно я пытал священников Псковской и Ленинградской областей. Они сами удивляются такому широкому распространению культа Николы, но объяснить этот феномен не могут. По крайней мере, об этом ничего не известно низшей ступени в иерархии РПЦ. А вот высшие чины, вне всяких сомнений, знают очень много. И молчат они потому, что, по сути, скрывают одну из самых загадочных страниц русской истории – времена борьбы с ересью.
Выходит, что реформы Никона – это всего лишь предлог и повод для того, чтобы не говорить правду. А правда заключается в том, что поморская церковь существовала задолго до христианской. А христианская объявила поморов, считавших своим богом пророка Николу Карельского, ересью и начала гонения, которые сегодня назвали бы геноцидом. Язычников-николаитов впоследствии назвали староверами. Но давайте с самого начала.
Христианский писатель Феликс Мануций, живший якобы в III веке н. э., писал следующее:
«Что же касается крестов, то мы их совсем не почитаем: не нужны они нам, христианам; это вы, язычники, вы, для которых священны деревянные идолы, вы почитаете деревянные кресты».
Российский и советский филолог-славист Николай Михайлович Гальковский приводит еще более любопытное свидетельство из Чудовского списка «Слова об идолах», составленного в XIV веке:
«А се иная злоба в крестьянех – ножом крестят хлеб, а пиво крестят чашею та иным чем – а се поганьски творят».
Как видим, автор средневекового поучения решительно выступал против крестообразного знамения на ритуальных хлебцах-колобках и над ковшом с пивом, считая его языческим пережитком.
Тот, кто предпочитает знать, а не верить, тот помнит о том, что изначально у последователей учения Христа символом были рыбы, потому что Иисус учил своих остолопов, простите, апостолов быть не ловцами рыб, а ловцами человеков. А уж потом, много после, языческий идол назвали крестом, и все храмы, имеющие этот предмет в качестве неизменного атрибута, как мановению волшебной палочки, превратились… В христианские! Как говорится, всё гениальное просто. Нет нужды захватывать чужую собственность с помощью рейдеров-крестоносцев. Достаточно присвоить себе символику, имевшуюся ранее.
Но кого же славили в Белой Руссии до того, как храмы стали христианскими? Ответ неожиданно прост.
Старинная поморская поговорка гласит: «От Холмогор до Колы – тридцать три Николы». Из официальной версии нам известно следующее: покровитель мореходов Николай Чудотворец пользовался у поморов особым уважением и почитанием, поэтому часовни, церкви, монастыри, обетные кресты на Севере часто посвящались этому святому.
Инок Отенского новгородского монастыря, сосланный туда около 1526 из Москвы, известный как Зиновий Отенский, писал:
«Русские воздают св. Николаю поклонение, приличествующее самому Спасу — Иисусу Христу: Николу ... аки Бога почитают православнии».
Таким образом, картина складывается следующая:
Задолго до христианства на территории Белой Руссии, Пскова, Новгорода, Ярославля, Костромы, Владимира и ещё ряда княжеств и республик существовала религия, в основе которой были культ Даждьбога и пророков Николы Карельского и Валаама. Эта религия была объявлена ересью. В Библии об этом упоминается дважды, потому что сам Иисус боролся с представителями церкви Николы Угодника.
А почему Николу прозвали угодником? Это тоже очень просто понять. За то, что Никола и Валаам учили свою паству радоваться жизни, а не проводить время в вечных молитвах и всяческих лишениях, пребывая в надежде на то, что земные лишения позволят после смерти оказаться на небесах.
В «Записках о России» XVI– начала XVII в. Джером Горсей пишет:
«Они делают с помощью топора и рук своих главных богов. Их идолы поглощают их сердца, к богу они никогда не взывают. Кроме разве Николы Бога, который висит на стене.
Даже самый ничтожный из них ездит верхом, женщина также, в отличие от нашей, ездит рысью верхом. В ярких цветных одеждах мужчины и женщины ходят на каблуках. Все, кто имеют деньги, взбираются на каблуки. Каждая женщина носит висячее кольцо в ухе согласно древнему обычаю, некоторые этим весьма горды. Походка их степенна, а выраженье лиц мудро и печально, но все же они следуют плотским грехам, привычке к недостойной жизни. Едва ли не самый беднейший во всей земле мужчина покупает ей румяна и краски, позволяя жене это».
А ещё христиане критиковали наших предков за то, что те едят мясо и пьют много вина. За то, что устраивают жертвы на могилах предков и едят блины, рыбу и яйца, превращая надгробие в стол. За то, что мужья моются в бане вместе с жёнами. И не считают грехом процесс создания детей. То есть христиане ненавидели наших предков за то же, за что их потомки ненавидят нас и сейчас.
Они не могут смириться с тем, что мы радуемся жизни. С их точки зрения, мы являемся варварами только потому, что не превращаем свою жизнь в ад на земле, ради того чтобы оказаться там после смерти.
Фильм об этом можно посмотреть, перейдя по ссылке: Никола русский бог