25 лет назад в американский прокат вышла драма Пола Верховена «Шоугелз» («Showgirls»). Критики разнесли в пух и прах работу голландского режиссера - картина получила восемь «Золотых малин». Карьера Элизабет Беркли была разрушена, а Кайла МакЛоклена перестали звать в крупные проекты. Но со временем «Шоугелз» стал культовым фильмом. В любви к нему признавались Квентин Тарантино, Жак Риветт, Джим Джармуш и другие именитые кинематографисты. Почему американцы опять ничего не поняли?
Юная танцовщица Номи Мэлоун приезжает в Лас-Вегас, чтобы добиться успеха. В городе гламура и ярких огней она знакомится с королевой сцены Кристал. Номи попадает в лучшую труппу города и познает изнанку шоу-бизнеса.
Сейчас трудно себе представить, чтобы какому-то голландцу разрешали так издеваться на великой американской мечтой. Не удивительно, что европейские критики и зрители нейтрально отнеслись к работе Пола Верховена. Американская публика до конца десятилетия ругала «Шоугелз» за откровенность и поверхностность (естественно, мнимую). В итоге Верховен выиграл, а консервативная Америка проиграла. MGM получили более ста миллионов долларов с продаж фильма на носителях.
«Шоугелз» - это фильм о безжалостности и лицемерии американского бизнеса. Такой портрет капитализма не устарел и сегодня. В погоне за успехом Номи соблазняет нужных людей, устраняет конкурентов, лжет, но в итоге одумывается и покидает город грехов Лас-Вегас. Американская публика не сумела за всем этим эротическим антуражем разглядеть саркастическую мораль Пола Верховена и сценариста Джо Эстерхаза. В 90-е годы прошлого века в США все еще были сильны идеи «морали и нравственности», поэтому простые белые американцы посчитали фильм пошлым. Естественно, там же показывают голые женские тела. Верховен в интервью говорил, что всего лишь снял сатиру на лицемерное американское общество, которое закрывает глаза свои проблемы. Поэтому глупо воспринимать «Шоугелз» в качестве глупого порно-мюзикла. Верховен там все дотошно разжевывает.
Отдельно нужно отметить блестящие актерские работы Кайла МакЛоклена и Элизабет Беркли. Экспрессивность и сексуальность Беркли почему-то взбесила критиков. В большие проекты актрису больше не звали, зато она сделал карьеру в театре. Имен тех критиков уже никто не помнит, а Беркли периодически представляет фильм в связи с юбилеями во время проката.
Какой вывод можно сделать из истории с «Шоугелз»? Американцы в очередной раз ничего не поняли, но время все расставило на свои места. Классика.