Найти тему
Чтец смыслов

Воздвижение Креста Господня

Священномученик Онуфрий (Гагалюк).

Беседа в праздник Воздвижения Креста Господня

Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим. (Припев на поклонение Кресту)

Великий праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня! Воспоминается то светлое явление, когда святая равноапостольная царица Елена, мать святого царя равноапостольного Константина, обрела Крест, «на нем же распялся Христос Царь и Господь». Не сразу найден был Честный Крест Христов. Долго искала место распятия святая Елена. А когда открыто было место, оказались все три креста. Какой же крест Христов? Приложили первые два креста к мертвецу, и не было чуда. Но после того как приложили Крест Христов и умерший воскрес, весь народ, собравшийся вместе с Патриархом Иерусалимским Макарием, убедился, что перед ними святой Крест Христов. Радости не было границ. Все спешили облобызать святой Крест Христов, хотя бы взглянуть. Идя навстречу желанию народа, Патриарх возносил Крест вверх, показывая его народу, а народ в уми­лении и веселии восклицал: «Господи, помилуй!» Так и ныне возносит­ся изображение Креста Господня в святых храмах, и его со страхом и благоговением и умилением целуют верующие люди, испрашивая се­бе у Христа, распятого Бога, силы для делания добра и спасения своей души. И радостен и велик сей день у верующих. Но не такие чувства были у тех, кто стоял перед Крестом, на кото­ром висел Спаситель наш Бог. Много было народа и здесь, на Голгофе, и смотрели они на уничиженный вид нашего Господа, а Спаситель ви­сел на Кресте, поруганный, обнаженный, с каплями крови, которые текли из Его пречистых ран. Они злорадно насмехались над Спасите­лем: если Ты Сын Божий, сойди с креста. других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверу­ем в Него (Мф. 27, 40-42). Иные с презрением смотрели на поруганного Господа нашего, и только друзья Спасителя — Его Пречистая Матерь, святые женщины, Иоанн Богослов — сострадали Господу. Но у них не было никакой ра­дости, а одна лишь скорбь. В душу их заходил ужас: а что, если в самом деле правы эти кощунники и насмешники, что все уже кончено: Спаси­тель умер в позоре и все Его дело погибло (Лк. 24, 19-21)? Что же видим ныне? Если Он есть, почему же Он нас не карает за наши кощунства? Другие, видя уничижение служителей Христовых, угнетение Его Святой Церкви, с презрением замечают: в самом деле нет Бога, потому что если бы Он был, то Он защитил бы Свою Церковь и служителей Своих. Нас не соблазнят эти речи, ибо твердо знаем, что будут посрамле­ны все хулители распятого Спасителя. Перед Крестом Христовым мы скорбим о тех муках безмерных, какие Господь ради нас вольно, Своей волей, понес. Но в скорби нашей нет уныния и ужаса, как у святых апостолов и женщин, стоявших при Кресте Спасителя. Почему же? По­тому, что тогда еще не было преславного воскресения Христова. А мы живем в то время, когда Спаситель после Своих мук на Кресте и смер­ти — воскрес во славе от гроба и вознесся на небо, и сидит одесную Бо­га. Мы уже знаем, что дело Христово не погибло с Его смертью, но расцвело, и распространилась вера во Христа Спасителя от края и до края. Пусть насмешники и кощунники не видят силы Божией и Его за­щиты верным Своим. Мы же на каждом шагу видим Божию помощь и Его всемогущество и верим, что все премудро Господь создал и все направляет к Своим благим целям. Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему ? (Рим. 11, 34). Поклоняясь Кресту Господню, мы в то же время славим Его воскре­сение. Не один лишь Крест Христов мы знаем, но знаем Его преславное воскресение, и в нем именно залог всего дела Христова. Как Спа­ситель после страданий и смерти воскрес во славе, так и все дело Христово никогда не погибнет, но все придет к намеченным от Бога планам. И когда будет все исполнено из предначертанного Богом, а оно все исполнится — ни одна йота или ни одна черта не прейдет, умолкнут все люди, мерящие по своему ограниченному мышлению, и познают люди величие и премудрость Божию и воскликнут с апос­толом: О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижи­мы судьбы Его и неисследимы пути Его! (Рим. 11, 33). Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим. Аминь.