Найти в Дзене
Иван Загребин

Фронтовик, учёный, юбиляр. Ч. 3-я

Оглавление
Фронтовику Г.А. Комиссарову исполнилось 95 лет!
Фронтовику Г.А. Комиссарову исполнилось 95 лет!

Всё меньше остаётся живых участников Великой Отечественной войны – тех, кто спас Россию и мир от коричневой чумы нацизма. Тем ценнее их воспоминания.

Продолжаю публиковать воспоминания участника Великой Отечественной и Советско-японской войн, ветерана ЮУрГУ (Южно-Уральского госуниверситета) Геннадия Александровича Комиссарова, который сражался на 3-м Белорусском и 1-м Дальневосточном фронтах.

Начало см. ТУТ

Вторую часть см. ТУТ

В огне Великой Отечественной (продолжение)

– На войне как на войне, – рассказывает ветеран, – смерть всё время рядом, рискуешь жизнью постоянно. В период Белорусской операции советские войска стояли некоторое время в обороне, радиостанции для связи использовать было запрещено, только телефоны. Не раз случалось, что провод перебивало осколком. Нужно было найти место повреждения, передвигаясь то бегом, то ползком, думая, как выполнить задание и при этом уцелеть под обстрелом.

Помню, однажды меня отправили с донесением в штаб – верхом, чтобы быстрее. Ехать пришлось по дороге, вдоль которой сплошь минные поля. А лошадь попалась пугливая: от автомобилей шарахалась. Так что каждый раз приходилось спешиваться и держать её, когда приближалась машина. Но доехал благополучно и обратно вернулся невредимым.

Во время одной из танковых атак противника в подвале дома оказались заблокированы наши товарищи. Начался пожар, стали взрываться боеприпасы. Командир радиостанции держал связь, я был обязан находиться при нём, чтобы в любой момент его сменить. Но и бросить товарищей не мог – кинулся на выручку, помог выбраться из горящего подвала. За «самодеятельность» получил выговор, за спасение боевых друзей – орден Славы III степени.

После успешного завершения операции «Багратион» и осенних боёв линия Третьего Белорусского фронта установилась в Восточной Пруссии. Наши войска усиленно готовились к сражениям – враги тоже. Наша пятая армия и дивизия в её составе, в которой я служил, в январе 1945 года вели бои местного значения в районе лежащего на пути к выходу к Балтийскому морю города Инстербурга (ныне – Черняховск Калининградской области). Его взятие имело стратегическое значение: решить данную задачу означало отрезать немецкие войска в этом районе от центральной части Германии. Поэтому враг укрепил оборону основательно. Повсюду блиндажи, траншеи, минные поля, колючая проволока, огневые точки. Всё было рассчитано на долговременную оборону. Помню, после боя возле одной немецкой артиллерийской самоходки «Фердинанд» осталось несколько наших подбитых танков. Практически каждый населённый пункт мы брали с боем. Наши войска заняли исходную позицию перед Инстербургом. Перед наступлением мы тоже закреплялись на местности как могли: траншеи отрывали относительно глубокие – такие, чтобы можно было передвигаться хотя бы согнувшись (враг-то за всем следит и стреляет!). Тут малой сапёрной лопатой много не нароешь, нужна большая, и ломы. А грунт мёрзлый – зима. Пока рыли, выбивались из сил.

(продолжение следует)