Найти в Дзене
Secret London

Как Индиана Джонс из СС разозлил британскую разведку и привез из Тибета уникальную коллекцию

В 1938 году экспедиция под руководством немецкого зоолога Эрнста Шефера отправилась в Тибет по распоряжению Гиммлера

В 1938 году экспедиция СС под руководством немецкого зоолога Эрнста Шефера отправилась в Тибет и вернулась с бесценными образцами животного мира, включая фрагменты скелета тираннозавра. Миссия, похожая на пьяный разгул и зоологический набег с примесью шпионажа, закончилась за 3 недели до начала Второй мировой. Истинные цели экспедиции до сих пор неясны. В СС Шеферу дали задание искать следы арийской расы, но автор книги «Нацисты в Тибете», изучивший документы экспедиции, уверен, что этим дело не ограничилось.

Фото: Spiegel.de
Фото: Spiegel.de

Помимо знаменитого скелета тираннозавра по имени Тристан Отто (который, правда, в 2019 году уехал в Копенгаген), Берлинский музей естествознания славится коллекцией природных артефактов. В ней есть около 3500 мумифицированных птиц. Ученые обнаружили среди них 10 ранее неизвестных видов. Коллекцию добыл для музея офицер СС Эрнст Шефер.

Незадолго до начала Второй мировой войны зоолог Шефер отправился в Тибет под патронажем рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера. Несмотря на официальный запрет тибетских властей, люди Шефера охотились на птиц, чтобы привезти их в Германию. Благодаря этому экспедиция 1938-39 годов считается одним из самых противоречивых событий в науке.

Фото: Carola Radke
Фото: Carola Radke

Экспедиция собрала также 7000 образцов семян, ставших основой коллекции Института генетики растений им. Лейбница в Гатерслебене. Трофеи включали также деревянные маски, странную мебель и письмо главы тибетского государства «Его Превосходительству г-ну Гитлеру».

Ответ на вопрос о том, почему письмо так и не было доставлено адресату (сейчас находится в Баварской государственной библиотеке), так же загадочен, как и цели экспедиции. Гиммлер, вероятнее всего, ставил целью поиски «коренной расы», арийцев со светлыми кудрявыми волосами. Также в цели входил поиск морозостойких лошадей, которых нацистам точно не хватало потом на Восточном фронте. Британская разведка считает, что истинной целью был шпионаж.

Автор книги «Нацисты в Тибете» (2017) исследовал архивы и документы экспедиции, и пришел к выводу, что путешествие в заснеженные Гималаи было не тщательно спланированной секретной миссией СС, но охотой за трофеями блестящего исследователя и авантюриста.

Талантливый исследователь

Эрнст Шефер был отличным стрелком, одержимым дикой природой. Будучи сыном успешного бизнесмена, Шефер еще подростком с увлечением охотился на оленей в горах Оденвальд и в 19 лет начал изучать зоологию. Он познакомился с американским миллионером и сотрудником Академии Естественных Наук Филадельфии Бруком Доланом II. Тот как раз планировал экспедицию в относительно неизведанные районы западного Китая.

В 1931 году двое молодых людей очутились в зарослях бамбуковых лесов. Вскоре их палатки были заполнены шкурами редких животных. Главной добычей стал медведь панда - первый привезенный в Америку.

Академия с таким энтузиазмом отнеслась к результатам зоологического набега, что сделала Шефера своим членом. Вернувшись домой, молодой студент-орнитолог написал длинный бестселлер о своих приключениях. Вскоре парочка повторила успех, отлично поохотившись в верховьях Янцзы.

Пока немецкий Индиана Джонс играл в гольф на вилле Долана в США, пресс-секретарь НСДАП Эрнст Ганфштенгль искала спонсоров для экспедиции в Тибет.

В то время царство Далай-ламы казалось европейцам уединенной крепостью, полной природных тайн. Британцы открыли Тибет, вторгнувшись в страну в 1903 году. Вторжение было ужасным: тибетская кавалерия на пони и с копьями наперевес ничего не могла противопоставить британским пулеметам. Однако регион частично сохранил автономию, сопротивляясь прогрессу и отказывая во въезде иностранцам.

Ганфштенглю улыбнулась удача - узнав о смелых планах, Гиммлер взял экспедицию под свою опеку. Весной 1936 года Шефер получил трансатлантическую телеграмму: «Срочно возвращайтесь в Германию». Зоолог с радостью подчинился. Впрочем, позже он назвал партнерство с Гиммлером, главным архитектором Холокоста, своей «самой большой ошибкой». Однако в этом была доля лукавства - от таких возможностей не отказываются.

Фаустовская сделка молодого ученого с СС привела его в орбиту «Аненербе». Общество изучало наследие древней нордической расы, чтобы обеспечить гитлеровской Германии идеологическую платформу. В обществе считали, что остатки супер-расы могли сохраниться в Гималаях.

Поддержка правых эзотериков

Одной из видных фигур всей этой псевдонаучной истории был Карл Мария Вилигут, немецкий оккультист и бригадефюрер СС, серьезно повлиявший на мистические настроения Третьего рейха. Вилигут считал себя потомком древней династии германских святых. Родство с ними якобы позволило ему помнить события тысячелетней истории, когда на небе сияло три солнца, под которыми жили гиганты и гномы. Шефер посетил Вилигута в Берлине, и там он, по воспоминаниям зоолога, щедро поделился с ним откровениями, очевидно, под воздействием опиума.

Гравюра: Wellcome Library, London
Гравюра: Wellcome Library, London

Однако благоволение Вилигута обеспечило тибетской экспедиции поддержку правых эзотериков. Они возвели его в статус верного слуги Гитлера, занятого поисками Святого Грааля.

Автор книги о нацистах в Гималаях уверен, что бредни Вилигута и солидарного с ним Гиммлера об исконных арийцах ничего не значили для Шефера. И видимо, он не очень это скрывал, так как рейхсфюрера и президента «Аненербе» в одном лице он временами раздражал. Говорят, Гиммлер даже хотел отказаться от проекта.

Но в конце концов он все-таки решился и одним росчерком пера превратил команду исследователей в офицеров СС. Помимо утверждений о «самой большой ошибке» после войны Шефер не раз заявлял, что вступил в СС только ради карьеры.

Тем не менее нацистская символика появилась на тропических шлемах участников экспедиции, и этого было достаточно, чтобы заставить британскую разведку насторожиться. Когда в апреле 1938 года «викинги науки» начали свое путешествие, у них не было документов на въезд в Британскую Индию - Империя преградила им путь.

Фото: Bundesarchiv
Фото: Bundesarchiv

Но руководитель экспедиции не растерялся. Прибыв в Калькутту, он попросил аудиенции у вице-короля Индии лорда Линлитгоу. Согласно меморандуму колониальных властей, он был «настолько жалким и раболепным», что британцы обещали помощь.

Отголоски этой возни были слышны и в Лондоне. Британский адмирал сэр Барри Домвил, антисемит и друг Гиммлера, лично ходатайствовал за Шефера, и премьер-министр Чемберлен в итоге дал зеленый свет экспедиции.

Раджа Сиккима и Эрнст Шефер. Фото: Bundesarchiv
Раджа Сиккима и Эрнст Шефер. Фото: Bundesarchiv

Но выданная британцами виза действительна только для пограничного с Тибетом княжества Сикким, крошечного клочка земли высоко в горах. Что могли сделать немцы? Они застряли в Индии с тоннами оборудования.

Въезд в Тибет

Решив не дожидаться разрешения на въезд в Тибет, немцы отправились в Дарджилинг. Оттуда караван начал подниматься по пыльным тропам к величественным пикам.

Остановились немцы только у перевала Конма Ла на высоте 5535 метров. Тибет с его таинственной дикой природой ждал на той стороне, но авантюристам из СС не оставалось ничего другого, кроме как разбить базовый лагерь недалеко от границы. Там они сидели в палатках, укрытых шкурами яков, и пили шнапс с тмином с таким усердием, что заслужили у местных жителей прозвище «сухих донышек».

Шефер в Тибете, автор фото неизвестен
Шефер в Тибете, автор фото неизвестен

Меланхоличный Шефер сидел в палатке и читал «Фауста» Гете. Его жена погибла незадолго до экспедиции, получив шальную пулю в голову во время охоты. Танцевальной музыки, доносившейся из коротковолнового приемника, было недостаточно, чтобы поднять настроение, равно как и однообразной еды, которая состояла из «лапши, только лапши».

Но тут немцам подвернулась возможность. Тибетский администратор из-за границы нанес визит в лагерь. И Шефер смог польстить этому человеку, угостив его чаем и выпечкой и подарив резиновые сапоги, да надувной матрас. Тот использовал свои связи, чтобы запросить для немцев визу в Лхасу.

После нескольких недель ожидания совет министров Тибета разрешил «мастеру сотни наук» посетить закрытую столицу тибетского буддизма, но без научного оборудования. Ему также не разрешалось «убивать птиц или млекопитающих», было сказано в разрешении.

Фото: Bundesarchiv
Фото: Bundesarchiv

22 декабря 1938 года эсэсовцы вошли на запретное плато и через два дня уже украшали самодельной мишурой рождественскую елку. В ту ночь температура упала до -35° C. Пришлось усиленно топить буржуйки навозом яков.

Несмотря на запрет, команда привезла с собой оборудование. Они прошли 400 километров через заснеженные долины, и когда достигли Лхасы, выглядели бродягами. «У них светлые волосы, голубые глаза и грязные неопрятные бороды», - записал один тибетец.

Фото: Bundesarchiv
Фото: Bundesarchiv

В то время в священном городе проживало 25000 человек, и еще примерно столько же буддийских монахов в красных одеждах в трех окрестных монастырях. В отличие от эффектных и чопорных британских чиновников в Лхасе, немцы, отмывшись, сохранили непринужденность в одежде и манерах. Об их пристрастии к выпивке быстро заговорили в городе: они приглашали тибетских чиновников на многочисленные вечеринки, где лилось рекой пиво и ставили пластинки с немецкими песнями.

Несмотря на то, что «арийская господствующая раса» послала Шефера на поиски «забытых братьев на Востоке», команда не напрягалась. То, что официально называлось встречей «восточной и западной свастики», на самом деле было шумной пьяной вечеринкой.

Инвазивные процедуры

Но в перерывах между попойками немцы занимались делом. Они охотились на животных и птиц, проводили измерения геомагнитной активности и этнологические исследования. Они снимали на кинопленку одурманенных священников и гробовщиков, совершавших традиционные обряды погребения, в ходе которых трупы разрезали и бросали стервятникам. Команда была настолько навязчива со своей камерой во время ритуалов, что однажды мужчин чуть не линчевали.

Особенно вопиющим было поведение антрополога Бруно Бергера. Он бегал за тибетцами с циркулем и щипцами для измерения черепа и нижней челюсти, и мазал им лица специальным материалом, чтобы делать слепки. В своих досье британская разведка обвиняла немцев в хамском поведении, называли Шефера «священником нацизма», но чувствовался в этих отчетах и намек на зависть.

Фото: Bundesarchiv
Фото: Bundesarchiv

Несмотря на британскую критику, Шефер становился все более и более популярным. Будучи мастером лести, он убедил правителя государства Радренга Ринпоче продлить визу еще на шесть месяцев. Согласно меморандуму СС от 1939 года, Шефер также тайно предлагал регенту оружие, хотя и неясно, получилось ли из этого что-нибудь.

Фото: Bundesarchiv
Фото: Bundesarchiv

Миссия закончилась за три недели до начала Второй мировой войны. В дополнение к более чем 3000 тушкам птиц, группа увезла домой 2000 яиц, 400 черепов и шкурок млекопитающих, а также рептилий, земноводных, несколько тысяч бабочек, кузнечиков, 2000 этнологических объектов, минералы, топографические карты и 40000 фото, а также материалы для фильма, который был смонтирован в 1943 году и выпущен на экраны под названием «Таинственный Тибет». Фильм вышел в прокат во время Сталинградской битвы и был призван поднять дух немецкого населения.

После экспедиции Шефер представил нацистскому руководству план диверсионной операции «Тибет» по дестабилизации положения в Британской Индии. Он предлагал при содействии и по территории СССР забросить в Тибет агентов, затем группы диверсантов. К замыслам Шефера Абвер добавил переброску оружия. План, однако, был отвергнут.

После окончания войны Шефер был интернирован войсками союзников. Он едва нашел оправдания, чтобы не загреметь за решетку, в итоге был признан участниками Нюрнбергского трибунала «незначительно виновным», приговорен к штрафу и в 1948 году отпущен.

Нюрнбергский процесс, фото: Wiki
Нюрнбергский процесс, фото: Wiki

В 1949 году в Венесуэле он получил звание профессора и хотел создать парк дикой природы, затем вернулся в Европу. Был советником отрекшегося бельгийского короля Леопольда III, потом участвовал в съемках фильма «Владыка девственного леса» в Бельгийском Конго. В 1960 — 1970 годах Шефер работал хранителем отдела естествознания земельного музея, пытался организовывать заповедники в лесах Северной Индии.

Фото: Henrik Ahlers
Фото: Henrik Ahlers

Вероятно, по причине сотрудничества с СС многие из сокровищ, привезенных Шефером, до сих пор не достают из архивов. По той же причине сам Шефер остался в относительной безвестности. Если бы он вовремя сбежал в Соединенные Штаты, вероятно, вошел бы в пантеон великих исследователей Гималаев.

Перевод с английского, автор Матиас Фон Шульц для Der Spiegel.