Петербург всегда охотно принимал иностранцев, но одна община оставила особое напоминание о себе— церковь с двумя пристроенными домами. Что это за строение, привлекавшее монархов, музыкантов, художников и литераторов? И куда делись гости после революции?
Когда Петр I вернулся из Нидерландов, в Россию с ним прибыли и голландцы. Моряки, садовники, мастера корабельного и градостроительного дела. В 1704 году появилась голландская община. Долгое время переселенцы молились в кирхе во дворе вице-адмирала К. Крюйса на Неве, пока в 1724 году не купили место на углу Невского и Мойки, где уже работала голландская школа.
До общины участком владели генерал-майор И. Я. Дюпре, архитектор Ж.-Б. Леблон и генерал-лейтенант П. Б. Лефорт. Позднее община купила дом на углу Невского и Большой Конюшенной. К началу 1730-ых сюда переехал и молитвенный зал, однако несколькими годами позднее оба здания сгорели.
Церковный дом удалось восстановить лишь к 1742 году на деньги, большей частью поступившие из Нидерландов. В течение почти века конфигурация зданий постоянно менялась: дома переделывали, надстраивали этажи, сооружали флигель во дворе и разбивали сад, но только к концу первой трети XIX века решились заново отстроить участок.
Первый проект новой церкви предложил римский архитектор Р. де Ригель летом 1830 года. На чертежах он изобразил большой трёхэтажный жилой дом, выходящий тремя фасадами на Мойку, Невский и Большую Конюшенную, и саму церковь с «необычного вида» куполом прямо на набережной. В ходе обсуждений плана ректор Академии художеств — статский советник и кавалер А. А. Михайлов — посчитал, что «для этого места сооружение слишком вытянуто, церковь надо ставить не на Мойке, а на проспекте», и потому решили продолжить поиски идеального проекта.
По душе пришелся проект новой церкви французским архитектором П. П. Жако: он тоже предложил построить трёхэтажный дом, однако саму церковь расположить посередине, лицом к Невскому проспекту. За образец зодчий взял мавзолей римского цезаря Диоклетиана в Сплите, Хорватия. Строительные работы начали сразу и завершили к зиме 1834, но чугунные элементы подоспели только к 1837, о чем свидетельствует надпись на дворовых воротах со стороны Большой Конюшенной.
Новый архитектурный ансамбль получился большим и элегантным. Теперь церковь представляет собой ротонду с пологим куполом и портик с четырьмя колоннами коринфского ордена, а по бокам симметрично примыкают два трёхэтажных дома. На горельефе в треугольном тимпане фронтона два ангела держат Библию. Каменные, печные, лепные и живописные работы выполняли русские мастера — как скульпторы и живописцы, так и простые крестьяне и купцы. Раньше над входом легко читалась надпись на латыни: «Deo et Servatori Sacrum» («Храм Богу и служителям»), но сейчас не видно и буквы.
14 января 1834 года состоялось освящение церкви. Присутствовали будущие короли Нидерландов Виллем II и Виллем III. Женой первого и матерью второго являлась Анна Павловна, сестра двух российских императоров — Александра I и Николая I.
С этого момента дом Голландской реформатской церкви занял немаловажное место в общественной жизни Санкт-Петербурга. Здесь успел пожить голландский посол барон Л. Б. де Геккерн со своим приёмным сыном Жоржем Дантесом, который несколькими годами позднее стрелялся с А. С. Пушкиным.
В 1839-1841 в доме находилось издательство журнала «Отечественные записки», где литературный критик В. Г. Белинский познакомился с молодым Н. А. Некрасовым. А в 1871 году в этом же здании картина И. Е. Репина «Бурлаки на Волге» получила первую премию на выставке Общества поощрения художников. Это событие настолько привлекло внимание петербуржцев, что в течение следующих дней выставочный зал с утра до вечера был забит любопытными горожанами.
До закрытия церкви в 1927 году некоторое время здесь успели просуществовать базар марок, склад вин, кафе, которое посещал П. И. Чайковский, обойный магазин и даже лазарет во время Первой мировой войны. Возник Дом военной книги, проработавший вплоть до 2007. Но после репатриации прихожан церковная служба прекратилась и здание начали реставрировать. В помещениях стали проходить выступления Театра актёрского мастерства, позднее открылся Новый театр, разместилась Библиотека имени А. А. Блока, много раз переименованная и превратившаяся в итоге в филиал Библиотеки имени В. В. Маяковского. Об исходном предназначении участка напоминала только табличка у входа.
2020 год принёс Дому Голландской реформатской церкви как хорошее, так и плохое. В январе срезали исторические кованые ограждения балконов, по факту чего неравнодушные горожане вместе с КГИОП направили заявления в суд и УМВД России с просьбой возбудить уголовное дело и обязать ЖКС №1 реставрировать и восстановить архитектурные элементы.
Однако в июне в дом вернулся орган спустя 93 года. После закрытия церкви знаменитый орган «Уолкер» перенесли в Капеллу Санкт-Петербурга и зданию долго недоставало музыкального инструмента. Совсем недавно голландское общество «Друзья Санкт-Петербурга» нашло орган, идеально вписавшийся бы в церковный зал. Он был смастерён в 1910 году и до 2012 находился в церкви в Баккевейне, Фрисландия. Инструмент на собранные с помощью пожертвований денег выкупили, привезли в начале лета в Россию и к концу августа торжественно установили. Теперь сердце церкви вновь забилось с частичкой Родины.
Автор: Ямина Алик
Корректор: Дарья Кузнецова
Иллюстратор: Александра Огий
Подбор фото: Ямина Алик
Подпишитесь на нас в социальных сетях: «ВКонтакте», Telegram, Instagram и «Яндекс.Дзен». Если вы уже подписаны на нас, то настройте уведомления, чтобы не пропустить новую публикацию.
Вы можете также стать нашим доном, чтобы мы могли выпускать больше эксклюзивных материалов и развивать новые форматы, о которых мы мечтаем: подкасты и видео.