«Напиши про осень!» – с этой фразы и. о. главного редактора газеты и началась краткая, по большому счету не очень-то и интересная история создания моего осеннего этюда. А то, что вы сейчас читаете, иначе и не назовешь.
Алексей Иваныч, быть может, и пошутил, уж больно пространное задание получилось, но я подумал: а почему бы и нет? Что, собственно говоря, меня останавливает? Правильно – ничего.
Я, мы – осень!
Унылая пора, сезон дождей, время умирания, депрессия, сплин, хандра… Всё это осень. По крайней мере, именно так она воспринимается большинством окружающих меня людей. И мне всегда за осень обидно. Так получилось, что я всегда любил ее. С самого детства. Весной грязно, летом жарко… А осенью… Сложно описать всю ту гамму ощущений и эмоций, что для меня складывается в понятие «осень».
Я, помнится, даже стихи писал. На коленке, в армии. «Осень падающих листьев, я твой вечный пилигрим…» – и в таком духе еще восемь строф. Нудятина редкостная. Но показательная. Что мне и объяснил прапорщик Юдин, обнаружив, что вместо чистки колес «Урала» гуталином я занимаюсь бумагомаранием. Объяснил на виртуозном матерном русском, подкрепив всё попутной физической тренировкой.
И да, это тоже было осенью.
Вообще, большинство знаковых событий в моей жизни происходит именно осенью. Вернее, не так. Осенью я чаще всего принимаю решения, которые и инициируют эти самые события. Это, надо сказать, вообще примечательная история: весной возникает проблема, летом она разрастается до размеров горы черепов из картины Верещагина «Апофеоз войны», а осенью приходит решение. Не всегда хорошее, но приходит и дарит чувство свободы.
Легче мне дышится осенью. Легче.
А еще есть в ней что-то романтично-мистическое. Просыпаться утром затемно, выходить из дома в туман, вдыхать влажную морось, напитанную запахом мокрого дерева и опавших листьев. В обед по-кошачьи жмуриться под лучами холодного солнца. Вечером сидеть на балконе, зябко кутаясь в пуховик, и пить горячий, крепкий, сладкий кофе.
Однажды первые два месяца осени я провел в ангарской тайге. С той поры мечтаю о домике под сенью желтеющих и краснеющих крон, на берегу реки, по которой редкими путниками скользят старые советские катера. И тишина, обволакивающая тишина, которую не спугнуть шуму налетающих порывов ветра и шелесту высокой, по колено, травы.
Но это так, лирическое вступление. На деле же осень для человечества всегда оставалась крайне важным временем года.
Осенний Новый год
Во-первых, осень – время сбора урожая. Самый важный этап в жизни аграрного общества, от которого зависела дальнейшая жизнь рода, племени, народа. Хороший урожай – гарантия сытой зимы. А значит, уверенность в завтрашнем дне. Кроме того, завершался длительный трудовой год. А значит, можно отдохнуть.
Например, отметить собственно сам сбор урожая. В большинстве культур именно осенью отмечался изначальный Новый год. В том числе и на Руси. А что, неплохой, кстати, вариант. Еды вдоволь, еще тепло, отмечай – не хочу. Кроме того, осенью игрались свадьбы. Всё по той же причине. Сделал дело – можно и о душе подумать. Спутницу жизни найти. А там зима – напомним, сытая, – как раз весной и детишки пойдут. И огласится объятая лучами теплого весеннего солнца деревня детскими криками, а взрослые вновь возьмутся за заступы и плуги… И всё по новой, вплоть до осени.
А что, если урожай не ахти: саранча поела, засуха была, орда наведалась и пожгла посевы? Тогда, конечно, всё не так радужно. И тут уже осень выступает, скорее, как преддверие холодной и голодной зимы, которая соберет свою жатву – жизнями слабых. Гнетущее, тяжелое время…
Также осенью наши предки могли выдохнуть. Разверзшиеся хляби небесные, мокрая земля и холодные реки знаменовали собой время спокойствия. Осенью не следовало ждать набегов кочевников, прочих недругов. Ежели только сюзерен, недовольный собранным налогом, не наведается. Впрочем, тоже не факт. Поскольку у сюзерена, да и у всех остальных, появляется новое развлечение – ярмарки. Малые и большие. Обменяться товаром, прикупить скотину, узнать последние новости. Просто отдохнуть, поглазеть на скоморохов, взглянуть на диковинки из соседних государств.
В общем, осень для людей занятых, коими, без сомнения, были наши предки, была временем крайне интересным и содержательным. Чего не скажешь о наших с вами современниках. Эволюционировав в Homo urbanus, мы навыдумывали себе множество проблем. В том числе и осеннюю депрессию. Выдумали, поверили в нее, а потом начали страдать.
Осенняя депрессия
Вообще, с точки зрения физиологии, осенняя депрессия вполне объяснима. День становится короче, воздух холоднее. Многие животные в такой ситуации впадают в спячку, экономя энергию. Человек такой возможности лишен в силу эволюционного развития, и его организм начинает испытывать стресс, который постепенно трансформируется в постоянное состояние усталости.
В то же время многие психологи подчеркивают, что осенняя депрессия – это не более чем продолжение депрессии обычной. То есть, не в осени дело, а в принципе в человеке. Особенно в человеке 21-го века. Наш трудовой год не заканчивается со сбором урожая. Более того, именно осенью возрастает нагрузка – после отпуска, каникул, летнего затишья. Многим, действительно, хочется завалиться в берлогу и спать, спать, спать… Но нельзя.
Хотя мне, если честно, кажется, что всё это от слишком большого количества свободного времени. Когда много работы, когда есть чем заняться и помимо нее – на хандру не остается ни минуты. Обратите внимание, что депрессиям чаще всего подвержены представители интеллектуального труда. Всё правильно: тем, кто вкалывает у станка или весь день таскает кирпичи на стройке, не до депрессии. Тут бы до кровати доползти.
Да и модно это стало. Страдать психологическими расстройствами, в том числе и депрессией. В первую очередь среди молодежи. Странно порой взирать на окружающих тебя 16-17-летних Чайльд Гарольдов. Хмурые, унылые, они куда-то бредут, спрятав голову в капюшон и уткнувшись взглядом в смартфон. У них, видите ли, хандра. Тебе 17 лет – какая хандра? Встряхнись, оглядись. Весь мир у твоих ног. В тебе немерено сил, твой разум открыт для нового. Но нет, он только еще сильнее вожмет голову в плечи, шмыгнет носом и пошаркает дальше, отгораживаясь от окружающей реальности интровертным щитом.
Думается, наши предки посмотрели бы на всё это дело, грустно покряхтели да и взялись бы за розги. Лучшее средство от депрессии, между прочим, как и от многих других надуманных проблем.
Возможно, я излишне категоричен. Возможно, мне просто не доводилось еще страдать от депрессии. Возможно, она меня однажды и накроет. Но пока я уверен в одном. Осень – лучшее время года. Золотая ли, серая ли. Теплая, промозглая, яркая, унылая…
Полюбите осень – и навсегда забудьте об осенней депрессии!
Анзор САБАНОВ
Фото из открытых источников