Пандемия и самоизоляция поспособствовали колоссальному росту онлайн-продаж товаров повседневного спроса, дали импульс развитию рынка e-grocery (e-grocery — категория на рынке электронной коммерции, предполагающая онлайн-заказ и доставку продуктов питания, — Прим. Ред.) в России. Высокий спрос вынудил ритейлеров искать оптимальные пути по сокращению сроков доставки и обратил их внимание на формат, который в России, в отличие от Европы, еще до пандемии не был так распространен.
Автор: Елена Козина, аналитический обозреватель исследовательского агентства «Новые Технологии»
По словам Леонида Довладбегяна, управляющего директора онлайн-супермаркета Перекресток Впрок, со второй половины марта спрос на доставку продуктов в онлайн-магазине сети вырос на 90%, что оказалось несоизмеримо больше возможностей сервиса: были дни, когда поступало по 15 000 заявок от покупателей. Сейчас количество заказов вышло на «плато». Люди, которые попробовали сервисы онлайн-доставки товаров, будут продолжать ими пользоваться, пусть и не столь часто, как на изоляции, но до предпандемийных показателей спрос уже не упадет.
Промежуточное звено
Компании по онлайн-торговле продолжат наращивать зоны влияния и расширять количество каналов продаж. В том числе они более внимательно присматриваются к некоему промежуточному между складом и магазином формату — dark store (в переводе с английского — темный магазин, —
Прим. Ред.).
Работают такие магазины следующим образом: покупатель формирует корзину в интернет-магазине, запрос поступает в даркстор, где его собирают работники склада; укомплектованный и оплаченный товар отправляют либо по указанному адресу, либо покупатель приходит за ним сам. Со складским помещением «темный магазин» роднит функционал: находиться внутри него могут только сотрудники компании; с магазином — внешний вид: дарксторы похожи на обычные супермаркеты — только без касс, ценников и рекламы.
От распределительного центра даркстор отличается скоростью сборки и доставки: сформировать и привезти заказ в сжатые сроки с огромного склада площадью от 50 тысяч кв. м, который располагается за городом, быстро не получится. Сначала надо все найти и укомплектовать заказ, а потом доставить его из пригорода, где обычно располагаются склады ритейлеров, клиенту. «Темные магазины» — в черте города, их площадь невелика, как правило, до 18 тысяч кв. м, сбор и доставка заказа займут гораздо меньше времени.
Востребованность формата подтверждается опытом как минимум двух европейских стран. Во Франции уже работает больше двух тысяч дарксторов, здесь на интернет-продажи в сегменте FMCG приходится 5,7 %. В Великобритании онлайн-продажи товаров повседневного спроса составляют 7,5 % рынка.
Впервые формат склада-магазина придумали в Англии в 2000-х, но он «не взлетел», и вскоре его закрыли. Следующий известный, но уже удачный пример запуска даркстора совершила британская сеть супермаркетов Tesco в 2009 году. Опыт известного британского ритейлера привлек внимание к подобному формату продавцов других стран.
Промахи и успехи
В России федеральные торговые сети пока тестируют дарксторы, и не сказать, что опыт этот однозначно и повсеместно успешный. Всего сейчас работает шесть «темных магазинов» преимущественно в Москве, пять принадлежат X5 Retail Group, один — «Ленте».
Посмотрим на цифры на примере даркстор сети «Перекресток Впрок»: прибыль одного магазина-склада достигает уровня
обычной торговой точки. Поначалу, когда был запущен онлайн-супермаркет сети в 2017 году, даркстор был своего рода гибридом на базе офлайн-супермаркета в Коммунарке, а первый полноценный даркстор «Перекрестка» был запущен в 2018-м. На сегодняшний день работают склады-магазины в Санкт-Петербурге, Москве, поселке Вешки, городе Видное и Нижнем Новгороде. Последние два были открыты досрочно из-за повышенного спроса. Склад в Видном —
самый большой из пятерки — открылся в разгар пандемии, поэтому уже через месяц после запуска сравнялся в доходности с остальными точками. По сообщению X5 Retail Group, с новыми дарксторами совокупная мощность онлайн-супермаркета «Перекресток Впрок» вырастает на 30%, а это значит, что при стабильном спросе сервис суммарно сможет доставлять по одной только столице более 15 тыс. заказов в день. На сегодняшний день в онлайн-супермаркет ежедневно поступает около 11 тысяч заказов.
Новый формат активно развивался и до пандемии, говорят в сети «Перекресток Впрок». Когда в 2019 году запускался склад-магазин в Вешках, он также за месяц достиг уровня Питера и Коммунарки, а уже в мае 2020 г. стал самой прибыльной точкой из четверки.
В тестовом режиме
Торговая сеть «Лента» тоже решила протестировать формат даркстора, поэтому в конце 2019 года запустила приложение по доставке «Ленточка» и первый «темный магазин» в Москве; на своей родине, в Санкт-Петербурге, стартовать с новым форматом сеть не решилась. «Проект будет пилотироваться до второго квартала 2020 года, после чего будет принято решение о его дальнейшей судьбе», — сообщалось на момент открытия в официальном пресс-релизе компании.
Однако один из дарксторов «Лента» закрыла уже в апреле: несмотря на всеобщий весенний взлет онлайн-продаж, прибыль склада была вдвое меньше другого даркстора, в котором как раз-таки был заметен «изоляционный» скачок. Но даже с возросшей больше чем в три раза прибылью, закрывшийся даркстор все равно сильно не дотягивал до минимальной месячной прибыли офлайн-гипермаркета, а это около 4 млн руб. После пиковых апреля и мая спрос и доходы даркстора «Ленты» начали резко снижаться. По данным сети, первоначально его ассортимент составляли 1500 самых востребованных товаров повседневного спроса, в основном это были собственные торговые марки и эксклюзивные бренды гипермаркета. В итоге в «Ленте» быстро поняли, что модель сервиса экспресс-доставки заказов, которые формируются на складе, надо менять на доставку из магазинов — это позволило расширить зону покрытия, а заодно и ассортимент.
Форматы разные нужны
У компаний гораздо быстрее получается открывать сервисы по экспресс-доставке товаров, которые курьеры собирают в стандартном офлайн-магазине, — это добавляет определенной маневренности в части покрытия. К какому же формату доставки и когда выгоднее обращаться?
Даркстор ориентирован на более крупные закупки. Когда покупателю нужны продукты на одну–две недели вперед, их обычно собирают и доставляют в течение дня или на следующий. Сервисы экспресс-доставки ориентированы на небольшое количество товаров, которые нужны прямо сейчас.
Анализируя разный опыт сетей по развитию дарксторов в России, стоит отметить, что, открывая свои дарксторы, они придерживались разных бизнес-стратегий. Онлайн-магазин Perekrestok.ru
вложился в организацию процесса: здесь постарались наладить логистику, построить оптимальную систему управления даркстором. Кстати, ассортимент был адаптирован специально под новый формат. «Ленточка» вступила в конкурентную борьбу с уже раскрученными сервисами экспресс-доставки «Самокат» и «Яндекс.Лавка», а им она изначально уступала в известности, ассортименте и зоне
покрытия.
«Полная темнота» или частичная?
Вынужденные из-за пандемии и изоляции перейти на онлайн-доставку продуктов, многие покупатели и сегодня чаще используют этот способ покупок. Отчасти потому, что все еще стараются меньше бывать в людных местах, а еще потому, что поняли: это удобно. И в том, и в другом случаях итог один: покупатели привыкают к меняющимся форматам торговли. Консервативные методы потребления не уйдут в прошлое навсегда, но количество «классических» покупателей и офлайн-магазинов, вероятно, уменьшится. К тому же дарксторы доказали свою эффективность в европейских странах, и пандемия лишь слегка подтолкнула российских розничных торговцев к пониманию, что необходимо быть гибкими и в случае необходимости переориентировать продажи на онлайн.
По нашим прогнозам, в ближайшее время стоит ожидать появления новых «темных магазинов». Ритейлеры будут перепрофилировать под них пространства традиционных магазинов — до полной либо частичной «темноты». Эффективное управление офлайн- и онлайн-каналами сегодня — это быстрая адаптации к изменениям спроса.
Эпидемия ковида продемонстрировала, что возможность оперативно менять формат торгового пространства может стать спасательным кругом. Кроме того, ситуацию с пандемией можно воспринимать не только как урок, но и как толчок, а одно из положительных последствий — ускоренное развитие в новых нишах. С этой точки зрения даркстор — еще один источник прибыли для розницы. Если грамотно организовать бизнес-процессы и потратиться на раскрутку, можно существенно нарастить долю рынка. Главное, помнить, что для российского потребителя даркстор — все-таки не вполне привычный формат взаимодействия с ритейлом, а потому для привыкания нужно время и популяризация дарксторов.