Способов, на самом деле, очень много. Здесь расскажу об одном из них.
Итак, 90-е годы прошлого столетия, оборонзаказ канул в Лету, предприятие тихо загибается.
И тут начальник отдела маркетинга узнаёт об одной теме. Горношахтное оборудование в СССР изготавливалось в-основном на юго-востоке Украины. Продолжало оно там изготавливаться и в период незалежности. Да только вот на границе с Россией простаивало по несколько месяцев – украинские таможенники тоже люди, у них семьи хотят есть. А российских шахтёров это очень напрягало.
Поехали тогда заводчане в подмосковный Красногорск, где на фотоплёнках хранились чертежи всей продукции СССР. Отсняли они себе копии этих чертежей (совершенно бесплатно, заметьте), переработали и запустили в производство. И все эти шахтные конвейера улетали как горячие пирожки на ярмарке.
Изготавливал конвейера завод, а продавал торговый дом. С наценкой 20 % к заводской цене, при этом из затрат – зарплата директора и бухгалтера. Учредили торговый дом генеральный директор и его первый заместитель. В-общем, заводу стало хорошо, а его руководителям – очень хорошо.
Но вскоре генеральный директор (назовём его, например, Василий Алексеевич) перешёл на работу в областную администрацию, а генеральным директором стал его первый заместитель (пусть он будет Олегом Александровичем).
И вот, прошло время, задумался Олег Александрович – а чего это? Я закупаю металл и комплектующие, произвожу, продаю – зачем я должен делиться с Василием Алексеевичем? И решил, что не должен. Учредил свой торговый дом и заключил договор с ним, а с прежним торговым домом, соответственно, договор расторг.
Прошло ещё немного времени, и Василия Алексеевича заинтересовал закономерный, как ему показалось, вопрос:
- А где мои деньги?
- Как где? В бюджете области – правильно, как ему показалось, ответил, Олег Александрович.
Обиделся Василий Алексеевич и решил – так не доставайся же ты никому, и дал команду налоговой инспекции на немедленное взыскание всей накопившейся задолженности по налогам ( а образовалась она, когда завод был без работы, и понемногу гасилась).
Процесс был запущен. Понятно, что одномоментно погасить задолженность было невозможно, подтянулись другие кредиторы – сорвавшуюся лавину остановить невозможно.