Найти в Дзене

Школа с видом на криолитовый завод

О школе № 5 на Криолитовском поселке рассказывают ее выпускники и учителя

Ученики и учителя Криолитовской школы
Ученики и учителя Криолитовской школы

Уходят в прошлое люди, события, здания города с 300-летней историей. Мы начинаем проект «Школы, которых нет», в котором мы будем рассказывать об учебных заведениях, оставшихся только в памяти выпускников и учителей. Они бережно хранят воспоминания о первой школе жизни: трудностях и радостях, шишках и оценках, учителях и школьных друзьях – радужном и беззаботном детстве.

Иное время… И иные песни…

И в школах новых хорошо, светло.

А я вот помню школу Криолита,

В которой было просто и тепло.

В 1930 году в поселке Криолит построили 2-этажное здание учебного комбината, готовившего кадры для завода. Часть здания отдали под семилетнюю школу, которая в 1960 году была преобразована в восьмилетнюю школу № 5.

Школа №5 "Криолитовская". 892 ученика за 36 лет окончили эту 8-летнюю школу, которая была закрыта в 1968 году
Школа №5 "Криолитовская". 892 ученика за 36 лет окончили эту 8-летнюю школу, которая была закрыта в 1968 году

«Здание стояло на самом высоком месте – пригорке. Хотя это была окраина, школа стала центром жизни трех поселков: Криолит, Первомайский и Мыс, – рассказывает ветеран педагогического труда А.А. Маракулина. – Жизнь кипела ключом, и в этом была большая заслуга учителей, которые не жалели своего времени для внеклассной работы. Уважением и любовью детей и родителей пользовались О. Боковикова, Л. Модэева, М. Киселева, З. Старостина, И. Лазарева, А. Дабижа, С. Старков, Л. Козьминых, Е. Краснов, Д. Ильин, К. Шахмина, В. Попова, В. Цветкова. Многие годы завучем была В. Поборянюк. В разные годы директорами школы были А. Карманова, Р. Булатова, В. Баженов, А. Кашина, С. Михалец». Из книги «Управление добра»
Криолитовый завод и поселок
Криолитовый завод и поселок

Борис Алексеевич Баум, выпускник школы № 5, металлург-исследователь, преподаватель УПИ:

– Криолитовский поселок (в просторечье – «Криолит») представлял собой ряды новых одно- и двухэтажных деревянных домов с хозяйственными постройками. Восточной стороной он примыкал к заводу, с западной стороны - лес, дорога на Зюзельский рудник, горы Азов и Белый камень. Везде Бажовские места, с юга - Железянский пруд. За ним - младший брат Криолитовского поселка Первомайский поселок. На севере - красивая дорога до Северского пруда. Самое главное в поселке - богатейшая библиотека в клубе; светлая теплая большая баня и длинное красное двухэтажное кирпичное здание двух школ - ФЗУ (фабрично-заводского ученичества, позднее РУ) и семилетки.

К сожалению, не было учтено, что в цехах завода происходят неизбежные аварии, выбросы; отходы производства извозчики вываливали, куда им удобно. Поселок был окутан фтористыми и сернистыми газами. Стекла квартир становились матовыми, штор не требовалось. Осадки разъедали копыта коров и других животных. Дети принимали отравленный воздух как должное. Мы знали названия всех цехов, откуда возятся в отвалы свинец, проволока и пр. Однако, недостатки химического производства били в нос в прямом и переносном смысле. На фоне вполне здоровых лиц угнетали серые и синюшные. Люди жаловались на рассыпающиеся зубы, больные кости.

В школе я учился с 1941 по 1946 год. Учили нас неплохо - физику и химию преподавали инженеры завода, ставили опыты; математику, географию, немецкий язык - совместители из школ Полевского; русский язык, биологию, историю - свои учителя. Помню, как убежденно и с выражением повторял со сцены клуба, стоя в спортивной пирамиде: «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!». Наши мозги отовсюду насыщались каким-то безапелляционным фоном агитации и пропаганды, безнравственным атеизмом, злобой к капиталистическому окружению.

После окончания четвертого класса (в 1942 году) меня включили в трудовую бригаду школьников. Постоянно работали 15-20 человек из четвертых-шестых классов. «Нашими» были картофельные участки под высоковольтной линией Штанговая-Дегтярск и разовые работы (прополка овощей, сбор колосков и пр.) в колхозе с центральной усадьбой «Мыс». Прямо к нам на поле две женщины привозили на телеге хлеб и большие фляги с вкусной похлебкой и рассыпчатой картошкой. Иногда нас вывозили на одну-две недели в лес для заготовки грибов, ягод и крапивы для заводских столовых. Мне нравилось так работать, необременительно и семье подмога. С мая по октябрь 1945 года несколько шестиклассников, в том числе и я, работали на заводе подсобными рабочими.

В июне 1946 года я окончил с похвальной грамотой криолитовскую школу-семилетку. Почти все выпускники решили идти в техникумы и военные училища или ремесленное училище, куда брали после пятого или шестого классов. Меня было решено отправить учиться в 8 класс школы № 1. Со временем подчистую были снесены Криолитовский и Первомайский поселки. Площадь Криолитовского заняли цеха и отвалы разросшегося завода.

Справка:

В 1924 году при Полевском криолитовом заводе открыли школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). Она занимала второй этаж каменного здания, на первом этаже располагалась неполная средняя школа. В распоряжении школы ФЗУ имелись семь аудиторий вместимостью 25-30 человек, физкультурный зал, библиотека, читальный зал и три кабинета для преподавателей. Рядом со школой находилось общежитие для учащихся. В 1925 году начато строительство первых жилых домов для рабочих в Криолитовом поселке, в 1926 у – в Первомайском поселке. Позднее, в 1932 году, построили кирпичное здание для школы ФЗУ и общежития при ней. В конце 1940-х годов на базе школы было создано ремесленное училище № 15 со сроком обучения два года.

Владимир Чернышев
Владимир Чернышев

Владимир Владимирович Чернышев, выпускник школы № 5:

– В школе № 5 я учился с 1 по 8 класс (с 1959 по 1967 год). Кирпичное двухэтажное здание в форме буквы «Ш» на три крыла было огромным (раза в два больше знания школы № 2 на ул. Карла Маркса). С левой стороны здания располагалась восьмилетняя школа, здесь же находился филиал Свердловского химико-механического техникума и склад УРСА Черметурала. Классы просторные, с большими окнами. В школе учились дети из поселков Криолитовский, Первомайский (у Криолитовского пруда) и Мыс (за Гумешками недалеко от Северского пруда, там был колхоз). Это бала санитарная зона, поэтому постепенно всех переселяли в новые микрорайоны в 1974-1975 годы. Застраивался условно сказать 1-й микрорайон («Муравейник», район ул. Бажова), потом и 2-й микрорайон. А школьники перешли учиться в школы № 8 (на Карла Маркса) и № 16. Я жил недалеко от школы, в трехэтажном кирпичном доме ИТР (для инженерных работников).

Кабинеты школы по тем временам были неплохо оборудованы. Директор Владимир Авдеевич Баженов (позже он руководил школой № 8) был учителем физики, вел кружок, показывал опыты на приборах, приобщал нас к науке. Пару раз он даже сам снимал кинохроники школьных мероприятий. Заводилой Пионерской организации им. Зои Космодемьянской была наш классный руководитель Клара Алексеевна Залесова (Севастьянова). Я был секретарем школьной комсомольской организации. Помню, когда заканчивал школу, многие учителя были с фамилиями на «За»: К.А. Залесова, Г.В. Заколякина, М.П. Загоруйко. В нашем здании размещался филиал Свердловского химико-механического техникума, поэтому учителем математики была Лобанова, великолепный математик. Преподавали нам и ветераны войны: Старков (учитель труда), Шахмин (учитель немецкого языка).

Школа была обычной, как и все советские школы. Мы занимались спортом (гимнастика, акробатика), устраивали соревнования по сбору металлолома, макулатуры, по коммунистическим праздникам на здании вывешивались флаги. Сначала учились в две смены, каждого класса было по две параллели. А с 1965 года началось переселение поселка, и дети стали учиться в одну смену. В нашей школе в первой в городе открыли группу продленного дня. А для младших школьников даже вводили тихий час, но он не прижился: они спать отказывались.

Шестиклассники школы № 5 ("Криолитовская") на смотре строя и песни 23 февраля 1965 года
Шестиклассники школы № 5 ("Криолитовская") на смотре строя и песни 23 февраля 1965 года

Я был артистом школьного театра. Как-то ставили идеологизированный спектакль о расовых отношениях в американской школе, где негры учились и проживали отдельно. Главная роль досталась мне – я играл американского мальчика-негра, звали меня Снежок, потому что был в белом свитере, меня гримировали, завивали волосы. Жили все довольно скудно, поэтому ученики ходили в том, что было. Я никогда не носил школьной формы, хотел отличаться от всех: в 1 классе ходил в черном костюмчике, потом – в вельветовых курточках.

6-й класс школы № 5 ("Криолитовская") на смотре строя и песни, 1965 год
6-й класс школы № 5 ("Криолитовская") на смотре строя и песни, 1965 год

Последний выпуск был в 1968 году. А в 1976-77 годах капитальное здание школы разрешили ломать. Всего за два года от огромного здания практически ничего не осталось (народ разобрал его на кирпичи для строительства гаражей, домов). Сейчас на месте школы № 5 (к северо-востоку от завода) возвышаются лишь два ряда тополей, посаженых выпускниками 1965 года по инициативе директора Баженова.

Валентина Землянова
Валентина Землянова

Валентина Трофимовна Землянова, учитель начальных классов в школе № 5:
– Я приехала в Полевской молодой учительницей, принимал меня на работу начальник Управления образованием Иван Михайлович Порошин, и сразу направил меня в школу № 5. Мебель в классах была старая, парты – черные, окна со стороны завода были матовые. В воздухе витал едкий газ, было тяжело дышать. В 1965 году в школе открыли столовую, там нас вкусно кормила повар Зоя Петровна.

Мне дали первый класс (32 ребенка), с ними мы участвовали в городском смотре художественной самодеятельности: показывали спектакль «Терем-теремок», танец поварят и пели частушки. Помню, послали меня с детьми на лесосеку собирать сучья, я сильно заболела, попроведать меня в больницу с конфетами пришли именно двоечники. Дети в то время были более внимательными. Были у нас и шефы – механический и кислотный цеха завода.

Педагогический коллектив Криолитовской школы. Валентина Землянова – вторая слева в верхнем ряду
Педагогический коллектив Криолитовской школы. Валентина Землянова – вторая слева в верхнем ряду

Коллектив был доброжелательный, все помогали друг другу, дирекция – справедливой, требовательной. Помню, как остались без директора и вместе с завучем Верой Трофимовной Поборянюк пришли домой к Степану Дмитриевичу Михальцу, упрашивать его прийти работать к нам. Он согласился после того, как посмотрел школу и наши уроки. В школу приходили работать из ДК ПКЗ, благодаря баянисту Ивану Ивановичу в школе всегда играла музыка, танцор Евгений учил детей плясать, а киномеханник показывал нам фильмы.

Сначала из школы ушли ученики 4-8 классов, а младшие школьники учились до весны 1971 года. В августе 1971 года я перешла в школу № 8, где и проработала до пенсии.

Рубрику ведет Мария Мальцева

Подписывайтесь на наш канал, следите за публикациями, ставьте лайки, задавайте вопросы!