В данной статье использованы фото с просторов Интернета. Я намеренно не указываю авторов, хотя некоторые мне известны, и не даю ссылок — любопытные найдут сами, а нелюбопытным и не нужно. В конце концов, тут важно не имя, а результат.
Я пока не просто не фуд-фотограф — я не фотограф вообще, но именно потому, что я не фотограф, я просматриваю достаточно много фотографий и пытаюсь понять, как они сделаны — так сказать, мотаю на ус. То, что я вижу, периодически восхищает, периодически — мотивирует осознанием, что и я так смогу, а периодически… периодически то, что я вижу, бесит. И поскольку так получилось, что я в основном сейчас смотрю фуд-фото, то и бесят меня именно они.
И Антона заодно. Потому что Антон проводит на кухне очень много времени, и то, что он видит на фуд-фото, его выбешивает еще и с кулинарной точки зрения. Особенно удручает то, что эти косяки весьма распространены.
Итак, топ-7 косяков, которые бесят в фуд-фото.
1. Испорченные продукты
Да, прямо с места в карьер — парадоксальный косяк, который почему-то допускают многие фуд-фотографы: они снимают уже буквально «умершую» еду! Заветрившиеся вареные яйца, засохший стейк, жухлая зелень — все это мы видим на фуд-фото с удручающей частотой. Посмотрите на фото ниже.
Вы видите плесень на этих помидорах? И я вижу, и Антон. А фотограф нет. Точнее, он попытался ее как-то замазать, но у него не получилось, и он плюнул. Надо ли говорить, что на нормальном фуд-фото такого быть не должно?
В одном из видео по работе с «Шаттерстоком», которые я смотрела одно время, лектор говорил: вы, фуд-фотографы, — читеры. Вы можете часами выстраивать композицию, менять детали, подобрать идеальные продукты, вас никто не подгоняет и ничто от вас не убегает. И с поправкой на то, что готовое блюдо запросто может «умереть» (заветриться, например) в процессе съемки, я с ним согласна. Именно поэтому такие косяки в фуд-фото и недопустимы.
Я уж не говорю о том, что фуд-фото вообще призвано вызывать у людей аппетит. У меня испорченные продукты слюноотделения не вызывают, а у вас?
2. Бездумные «красивости»
Взгляните на фото ниже.
Вас тоже передернуло от залитого карамелью деревянного подноса? :) Глядя на это фото, я не думаю о том, насколько хороша композиция, какой приятный цвет и каким же вкусным был этот завтрак. Я думаю об одном: жеваный крот, как этот поднос потом отмывать?!
Бесят непереносимо все эти залитые соусом столешницы и закапанные шоколадом подносы. Я понимаю, что не все те, кто смотрят фуд-фото, занимаются домашним хозяйством, но это же не значит, что надо совсем терять голову! Зачем заливать карамелью поднос? Поставь блюдце, тарелку, миску и заливай их на здоровье. Некрасиво? Придумай, чтобы было красиво, ты же фотограф. Главное — чтобы эта красота совмещалась с реальностью, желательно без бесячих глупых «красивостей», которые мало того что нефункциональны, еще и портят все впечатление от картинки.
3. Засыпь, засыпь меня полностью!
Есть в фуд-фотографии такая мода — чтобы кадр не казался пустым, засыпать фон вокруг тарелки или других предметов чем-нибудь мелким, например специями. Часто используют семена, скажем, тыквы, перец горошком, крупную морскую соль. Скажу больше: у меня в шкафу на кухне тоже стоит упаковка морской соли как раз на такой случай. Но временами…
Обратили внимание, чем засыпана поверхность вокруг пицц? Это, друзья мои, гречка. Может мне кто-нибудь объяснить, причем она здесь?!
Или вот еще пример.
Вокруг роллов рассыпаны та самая крупная морская соль, рис (?) и горошины черного перца (?!). Как это относится к роллам с осьминогом — тайна, покрытая мраком.
Главный принцип использования подобного приема на фото — чтобы то, что рассыпано, сочеталось с блюдом, ради которого, собственно, и затеяна съемка. Можно вокруг десерта рассыпать сахарную пудру и ягоды, которые в нем используются, можно фон вокруг тыквенного супа украсить семенами тыквы и перцем, почему нет. Но я даже вот так с ходу не придумаю, к чему подойдет сухая гречка. Если только к фото сухой гречки — а что, очень актуально по нынешним временам.
4. Хаос по линейке
Это отдельный косяк композиции. Сейчас в моде хаос и деланная небрежность — мол, просто бросили и сфотографировали как есть, хотя на самом деле фотограф может по не одному десятку минут выверять идеально «небрежные» складочки и раскатившиеся бусинки. И это, между прочим, очень неплохо смотрится — если уметь это делать.
Видите косяк на фото? Он в том, что пытались создать хаос, но что-то пошло не так. То, что все эти группки продуктов выкладывали и выверяли, очевидно, и от этого возникает диссонанс: вроде бы должен быть хаос, но этот хаос строго выверен, и это уже не хаос, а порядок, но как порядок это тоже не смотрится. К сожалению, такого очень много, и это печалит, потому что прием хороший, а уметь им пользоваться дано, видимо, не всем.
5. Сырые продукты в готовых блюдах
Это то, что бесит Антона даже больше, чем меня. Взгляните на фото.
Красиво вроде бы, да? А Антон бесится, и я его понимаю. Бесит его одна конкретная деталь: сырой шампиньон, утопленный в готовом супе. Вот… зачем? Сырые шампиньоны сами по себе не верх красоты, особенно порезанные (это, впрочем, мое субъективное мнение), а тут его еще и сунули в готовый суп. Фуд-фото подразумевает либо съемку процесса приготовления, либо съемку финального продукта, его подачи. То есть автор сего шедевра предлагает нам, зрителям, съесть этот суп прямо с сырым шампиньоном и свежим розмарином. Для меня это, признаюсь, крайне неаппетитно.
Или, может, предлагается его вынуть перед едой? Но тогда нарушается еще один принцип, уже не фуд-фото, а фуд-дизайна — о том, что вся декорация в еде должна быть съедобной. Сырые шампиньоны, как и свежий розмарин, вряд ли проходят по этому критерию.
В общем, это тоже можно было бы отнести к бездумным «красивостям», если бы оно не встречалось слишком часто и не бесило столь сильно. Иногда мне кажется, что некоторые фуд-фотографы больше фотографы, чем «фуд» — что такое вкусная еда и как она подается, а также как сочетаются и не сочетаются разные продукты, они временами не имеют никакого представления.
6. Засилье дневного света
Это уже моя головная боль. Дневной свет считается лучшим для съемки, и в целом это действительно так — он, как правило, мягкий, хорошо рассеивается и создает очень естественный светотеневой рисунок, а значит, и все фото выглядит в нем лучше. С помощью искусственного освещения эффекта естественности добиться крайне тяжело, и меня совсем не удивляет, когда начинающим фуд-фотографам, да и просто фотографам, советуют снимать именно при дневном освещении.
Бесит другое — то, что при этом не уточняют, что фото в любом случае придется обрабатывать после съемки, каким бы естественным освещение ни было. Почему? Посмотрите на фото ниже.
Мне очень нравится эта фотография, но как ее портит дневной свет! Снималось в пасмурный день, в результате на фото как будто наложили синий фильтр, отбивая все желание есть представленные блюда и готовить из снятых продуктов.
Бывают и обратные ситуации — когда съемка идет в солнечный день, а фотограф (в данном случае я сама) не знает, как с ним работать. В итоге под белым-белым светом возникают адские пересветы, исправить которые, наверное, можно, но крайне сложно.
Ну и апогеем, конечно, лично для меня являются фото на подоконнике. Снимать на подоконнике — это прямые советы начинающим фуд-фотографам, блогерам-рукодельницам и прочим мастерам. И они, опять же, справедливы: в современных квартирах на подоконнике свет действительно самый естественный и при этом самый интенсивный. Но можно же снять так, чтобы было непонятно, что это именно подоконник! Глас вопиющего в пустыне…
7. Еда в виде другой еды или вообще не еды
Это моя имхастая имха и субъективщина в квадрате — я просто терпеть этого не могу. Салаты в виде божьих коровок или арбузных долек, торты в виде куска мяса — кому-то это, вероятно, нравится, раз существует, но у меня мало того что не вызывает аппетита, а вовсе вводит в ступор. Как лакричная конфета: ты видишь конфету, мозг ожидает сладости, а получает он в итоге… нечто нецензурное и столь же нецензурно реагирует :) Иными словами, сладкое должно быть в виде сладкого, сытное — в виде сытного, и это исключительно мое мнение.
Но есть еще один раздел фуд-фото, когда еду представляют в виде чего-то другого — например, каких-то предметов. Эталоном для меня является фотография, которую я, к сожалению, не смогла заново найти к Интернете — на ней был изображен плеер, кнопки которого (Play, Next и так далее) были аккуратно вырезаны из сыра. Сделано было очень хорошо и аккуратно, технически безупречно, но меня оно неизменно коробит. Я это называю «игры с едой» и не могу понять, во-первых, зачем, а во-вторых, чтобы что. Строго говоря, я бы это даже фуд-фото не называла, потому что смысл фуд-фото — все-таки снять аппетитную еду, так, чтобы зритель захотел ее съесть. Чего пытаются достичь подобными фотографиями, для меня загадка.
Все это, разумеется, исключительно наше с Антоном мнение. И повторюсь: я не фуд-фотограф и не фотограф вообще — во всяком случае, пока. Но фуд-фото насмотрено достаточно, чтобы составить мнение. И где же еще им делиться, как не на канале, посвященном еде, действительно :)
А как вы относитесь к фуд-фото? Есть то, что в них бесит? Поделитесь, нам правда интересно!
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, если понравилась статья, — нам будет приятно!