Найти тему
#ВкусноЭтоПросто

Фуд-фото: как не надо снимать еду

Оглавление
В данной статье использованы фото с просторов Интернета. Я намеренно не указываю авторов, хотя некоторые мне известны, и не даю ссылок — любопытные найдут сами, а нелюбопытным и не нужно. В конце концов, тут важно не имя, а результат.

Я пока не просто не фуд-фотограф — я не фотограф вообще, но именно потому, что я не фотограф, я просматриваю достаточно много фотографий и пытаюсь понять, как они сделаны — так сказать, мотаю на ус. То, что я вижу, периодически восхищает, периодически — мотивирует осознанием, что и я так смогу, а периодически… периодически то, что я вижу, бесит. И поскольку так получилось, что я в основном сейчас смотрю фуд-фото, то и бесят меня именно они.

И Антона заодно. Потому что Антон проводит на кухне очень много времени, и то, что он видит на фуд-фото, его выбешивает еще и с кулинарной точки зрения. Особенно удручает то, что эти косяки весьма распространены.

Итак, топ-7 косяков, которые бесят в фуд-фото.

1. Испорченные продукты

Да, прямо с места в карьер — парадоксальный косяк, который почему-то допускают многие фуд-фотографы: они снимают уже буквально «умершую» еду! Заветрившиеся вареные яйца, засохший стейк, жухлая зелень — все это мы видим на фуд-фото с удручающей частотой. Посмотрите на фото ниже.

Присмотритесь к этим помидорам, особенно к правому и крайнему левому.
Присмотритесь к этим помидорам, особенно к правому и крайнему левому.

Вы видите плесень на этих помидорах? И я вижу, и Антон. А фотограф нет. Точнее, он попытался ее как-то замазать, но у него не получилось, и он плюнул. Надо ли говорить, что на нормальном фуд-фото такого быть не должно?

В одном из видео по работе с «Шаттерстоком», которые я смотрела одно время, лектор говорил: вы, фуд-фотографы, — читеры. Вы можете часами выстраивать композицию, менять детали, подобрать идеальные продукты, вас никто не подгоняет и ничто от вас не убегает. И с поправкой на то, что готовое блюдо запросто может «умереть» (заветриться, например) в процессе съемки, я с ним согласна. Именно поэтому такие косяки в фуд-фото и недопустимы.

Я уж не говорю о том, что фуд-фото вообще призвано вызывать у людей аппетит. У меня испорченные продукты слюноотделения не вызывают, а у вас?

2. Бездумные «красивости»

Взгляните на фото ниже.

Вроде красиво, но как передергивает...
Вроде красиво, но как передергивает...

Вас тоже передернуло от залитого карамелью деревянного подноса? :) Глядя на это фото, я не думаю о том, насколько хороша композиция, какой приятный цвет и каким же вкусным был этот завтрак. Я думаю об одном: жеваный крот, как этот поднос потом отмывать?!

Бесят непереносимо все эти залитые соусом столешницы и закапанные шоколадом подносы. Я понимаю, что не все те, кто смотрят фуд-фото, занимаются домашним хозяйством, но это же не значит, что надо совсем терять голову! Зачем заливать карамелью поднос? Поставь блюдце, тарелку, миску и заливай их на здоровье. Некрасиво? Придумай, чтобы было красиво, ты же фотограф. Главное — чтобы эта красота совмещалась с реальностью, желательно без бесячих глупых «красивостей», которые мало того что нефункциональны, еще и портят все впечатление от картинки.

3. Засыпь, засыпь меня полностью!

Есть в фуд-фотографии такая мода — чтобы кадр не казался пустым, засыпать фон вокруг тарелки или других предметов чем-нибудь мелким, например специями. Часто используют семена, скажем, тыквы, перец горошком, крупную морскую соль. Скажу больше: у меня в шкафу на кухне тоже стоит упаковка морской соли как раз на такой случай. Но временами…

Причем тут гречка...
Причем тут гречка...

Обратили внимание, чем засыпана поверхность вокруг пицц? Это, друзья мои, гречка. Может мне кто-нибудь объяснить, причем она здесь?!

Или вот еще пример.

Тут кажется, что стол вообще грязный. Не знаю, как вам, а мне хочется смахнуть все это рукой.
Тут кажется, что стол вообще грязный. Не знаю, как вам, а мне хочется смахнуть все это рукой.

Вокруг роллов рассыпаны та самая крупная морская соль, рис (?) и горошины черного перца (?!). Как это относится к роллам с осьминогом — тайна, покрытая мраком.

Главный принцип использования подобного приема на фото — чтобы то, что рассыпано, сочеталось с блюдом, ради которого, собственно, и затеяна съемка. Можно вокруг десерта рассыпать сахарную пудру и ягоды, которые в нем используются, можно фон вокруг тыквенного супа украсить семенами тыквы и перцем, почему нет. Но я даже вот так с ходу не придумаю, к чему подойдет сухая гречка. Если только к фото сухой гречки — а что, очень актуально по нынешним временам.

4. Хаос по линейке

Это отдельный косяк композиции. Сейчас в моде хаос и деланная небрежность — мол, просто бросили и сфотографировали как есть, хотя на самом деле фотограф может по не одному десятку минут выверять идеально «небрежные» складочки и раскатившиеся бусинки. И это, между прочим, очень неплохо смотрится — если уметь это делать.

Я прямо вижу, как все раскиданное аккуратно укладывали, двигали и поворачивали, чтоб красиво было.
Я прямо вижу, как все раскиданное аккуратно укладывали, двигали и поворачивали, чтоб красиво было.

Видите косяк на фото? Он в том, что пытались создать хаос, но что-то пошло не так. То, что все эти группки продуктов выкладывали и выверяли, очевидно, и от этого возникает диссонанс: вроде бы должен быть хаос, но этот хаос строго выверен, и это уже не хаос, а порядок, но как порядок это тоже не смотрится. К сожалению, такого очень много, и это печалит, потому что прием хороший, а уметь им пользоваться дано, видимо, не всем.

5. Сырые продукты в готовых блюдах

Это то, что бесит Антона даже больше, чем меня. Взгляните на фото.

Вот вроде красиво. Но только одна деталь...
Вот вроде красиво. Но только одна деталь...

Красиво вроде бы, да? А Антон бесится, и я его понимаю. Бесит его одна конкретная деталь: сырой шампиньон, утопленный в готовом супе. Вот… зачем? Сырые шампиньоны сами по себе не верх красоты, особенно порезанные (это, впрочем, мое субъективное мнение), а тут его еще и сунули в готовый суп. Фуд-фото подразумевает либо съемку процесса приготовления, либо съемку финального продукта, его подачи. То есть автор сего шедевра предлагает нам, зрителям, съесть этот суп прямо с сырым шампиньоном и свежим розмарином. Для меня это, признаюсь, крайне неаппетитно.

Или, может, предлагается его вынуть перед едой? Но тогда нарушается еще один принцип, уже не фуд-фото, а фуд-дизайна — о том, что вся декорация в еде должна быть съедобной. Сырые шампиньоны, как и свежий розмарин, вряд ли проходят по этому критерию.

В общем, это тоже можно было бы отнести к бездумным «красивостям», если бы оно не встречалось слишком часто и не бесило столь сильно. Иногда мне кажется, что некоторые фуд-фотографы больше фотографы, чем «фуд» — что такое вкусная еда и как она подается, а также как сочетаются и не сочетаются разные продукты, они временами не имеют никакого представления.

6. Засилье дневного света

Это уже моя головная боль. Дневной свет считается лучшим для съемки, и в целом это действительно так — он, как правило, мягкий, хорошо рассеивается и создает очень естественный светотеневой рисунок, а значит, и все фото выглядит в нем лучше. С помощью искусственного освещения эффекта естественности добиться крайне тяжело, и меня совсем не удивляет, когда начинающим фуд-фотографам, да и просто фотографам, советуют снимать именно при дневном освещении.

Бесит другое — то, что при этом не уточняют, что фото в любом случае придется обрабатывать после съемки, каким бы естественным освещение ни было. Почему? Посмотрите на фото ниже.

Синий-синий иней лег на провода...
Синий-синий иней лег на провода...

Мне очень нравится эта фотография, но как ее портит дневной свет! Снималось в пасмурный день, в результате на фото как будто наложили синий фильтр, отбивая все желание есть представленные блюда и готовить из снятых продуктов.

Бывают и обратные ситуации — когда съемка идет в солнечный день, а фотограф (в данном случае я сама) не знает, как с ним работать. В итоге под белым-белым светом возникают адские пересветы, исправить которые, наверное, можно, но крайне сложно.

Адский, адский пересвет...
Адский, адский пересвет...

Ну и апогеем, конечно, лично для меня являются фото на подоконнике. Снимать на подоконнике — это прямые советы начинающим фуд-фотографам, блогерам-рукодельницам и прочим мастерам. И они, опять же, справедливы: в современных квартирах на подоконнике свет действительно самый естественный и при этом самый интенсивный. Но можно же снять так, чтобы было непонятно, что это именно подоконник! Глас вопиющего в пустыне…

7. Еда в виде другой еды или вообще не еды

Это моя имхастая имха и субъективщина в квадрате — я просто терпеть этого не могу. Салаты в виде божьих коровок или арбузных долек, торты в виде куска мяса — кому-то это, вероятно, нравится, раз существует, но у меня мало того что не вызывает аппетита, а вовсе вводит в ступор. Как лакричная конфета: ты видишь конфету, мозг ожидает сладости, а получает он в итоге… нечто нецензурное и столь же нецензурно реагирует :) Иными словами, сладкое должно быть в виде сладкого, сытное — в виде сытного, и это исключительно мое мнение.

Это торт. Безусловно, круто сделано, но меня от этого фото преследует запах копченой рыбы...
Это торт. Безусловно, круто сделано, но меня от этого фото преследует запах копченой рыбы...

Но есть еще один раздел фуд-фото, когда еду представляют в виде чего-то другого — например, каких-то предметов. Эталоном для меня является фотография, которую я, к сожалению, не смогла заново найти к Интернете — на ней был изображен плеер, кнопки которого (Play, Next и так далее) были аккуратно вырезаны из сыра. Сделано было очень хорошо и аккуратно, технически безупречно, но меня оно неизменно коробит. Я это называю «игры с едой» и не могу понять, во-первых, зачем, а во-вторых, чтобы что. Строго говоря, я бы это даже фуд-фото не называла, потому что смысл фуд-фото — все-таки снять аппетитную еду, так, чтобы зритель захотел ее съесть. Чего пытаются достичь подобными фотографиями, для меня загадка.

Другой пример, еще хуже, потому что менее аккуратный, а кроме того, автор, видимо, предлагает есть нечищенный киви и апельсин с кожурой...
Другой пример, еще хуже, потому что менее аккуратный, а кроме того, автор, видимо, предлагает есть нечищенный киви и апельсин с кожурой...

Все это, разумеется, исключительно наше с Антоном мнение. И повторюсь: я не фуд-фотограф и не фотограф вообще — во всяком случае, пока. Но фуд-фото насмотрено достаточно, чтобы составить мнение. И где же еще им делиться, как не на канале, посвященном еде, действительно :)

А как вы относитесь к фуд-фото? Есть то, что в них бесит? Поделитесь, нам правда интересно!
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, если понравилась статья, — нам будет приятно!
Еда
6,93 млн интересуются