Найти в Дзене

Как рассказать историю в подкасте и удержать внимание слушателя

Оглавление

Какие приемы использовать в своем подкасте, чтобы человек прослушивал каждый выпуск до конца, а потом добавил в избранное? Разбираемся вместе с редактором подкастов Русской службы Би-би-си Севой Бойко, продюсером подкаста «Заварили бизнес» Артуром Белостоцким и заместителем главного редактора студии подкастов «Либо/Либо» Семёном Шешениным.

Иллюстрация Маши Шишовой
Иллюстрация Маши Шишовой

Три компонента интересного подкаста

Захватывающая история

Это история, которую хочется рассказать всем. Но помните, что история и тема — это не одно и то же. Например, золотые рыбки — это тема. Рассказ о говорящей золотой рыбке, которая бросила аквариум ради работы в цирке, потому что ей не с кем было поговорить, — это история.

Яркий герой

Историю невозможно рассказать без героя. Слушателю нужно себя с кем-то ассоциировать, сравнивать, кому-то сочувствовать или, наоборот, испытывать чувство отторжения. Найти классного героя тяжело. Но хорошая новость в том, что чаще всего он идет в комплекте с яркой историей.

Правильно подобранный способ подачи истории

Будет ли герой все рассказывать сам или вы как ведущий поможете ему своими вопросами? Или вы и есть герой подкаста? Ответы на эти вопросы помогут правильно выстроить историю.

Почему в подкасте важна история

-2

Сева Бойко, редактор подкастов Русской службы Би-би-си:

«Каждый раз слушатель делает нам дорогой подарок — доверяет свое внимание. Но этот подарок очень хрупкий. Если рассказ наскучит, а ведущий запутается в деталях, будет злоупотреблять словами-паразитами или звук окажется низкого качества, ваш подкаст выключат без долгих раздумий.

А еще слушатель сделает то же самое, если разобьет бокал в раковине, пока моет посуду, если его окликнет знакомый на пробежке или остановит инспектор ГИБДД. И потом, возможно, никогда не включит подкаст снова».

Это значит, что вам нужно захватить его внимание и увлечь как можно раньше, прежде чем он на что-нибудь отвлечется.

-3

Артур Белостоцкий, продюсер подкаста «Заварили бизнес»:

«Когда мы слушаем историю, наш мозг рисует картинки. Часто они намного ярче, чем то, что мы могли бы наблюдать на видео. Благодаря голосам реальных людей, качеству записи, определенным звукам мы получаем дополнительный пласт метаинформации, которую автор не проговаривает: неуверенность, фальшь или, наоборот, искренность в голосе. Другими словами, всё, что мы слышим во время личного общения. При этом нас не отвлекает картинка, так что можно более глубоко погрузиться в историю».

Какие приемы сторителлинга использовать

Сторителлинг — это принципы, по которым рассказывается история. Ваша главная задача — сделать так, чтобы слушатель не заскучал и не запутался в повествовании. Вот некоторые сценарные приемы, которыми в своей работе пользуются Сева Бойко и Артур Белостоцкий.

1. В центре истории всегда находится герой.

Не пренебрегайте универсальной сценарной формулой: герой по каким-то причинам чего-то хочет, на пути к цели он сталкивается с препятствиями, преодолевает их, после чего меняется.

2. Добывайте подробности с помощью открытых вопросов.

Вашим собеседникам придется дать развернутый ответ, а не просто сказать «да» или «нет». Это поможет двигать беседу и постоянно добавлять в историю подробности.

3. Добавляйте эмоции.

Люди слушают подкасты благодаря им. Пусть и с огрехами, но искренняя речь работает гораздо лучше, чем «говорящие головы» — профессиональные дикторы, которые отстраненно зачитывают текст, не обращая внимания на содержание.

4. Дайте слушателю примерить историю на себя.

Ваш слушатель должен ассоциировать себя с героем. Например, аудитория «Заварили бизнес» намного шире, чем просто предприниматели или те, кто хочет открыть свое дело, потому что авторы нашли универсальную историю: героиня хочет свободы, независимости, самореализации. Но только она добивается этого через запуск бизнеса. Старайтесь раскрывать сложные концепции с помощью понятных, простых действий и образов.

5. Добавляйте флешбэки и воспоминания.

Слушатель не обязан держать в голове все повороты сюжета, поэтому иногда стоит отматывать повествование назад и напоминать ему важные детали. Это касается даже имен героев.

6. Используйте сайнпостинг.

Сайнпостинг (от англ. signpost — дорожный указатель) — это прием, который позволяет слушателю не пропустить важные детали. Если происходит что-то важное, это нужно подчеркивать прямым текстом. То есть проговаривать, что сейчас вы рассказываете о чем-то важном.

7. Помогайте слушателю визуализировать историю.

Старайтесь обрисовывать важные детали и контекст таким образом, чтобы слушатель мог это представить. Пользуйтесь для этого звуковыми приемами. Например, если история разворачивается в шумном месте, достаточно просто пройтись по улице с диктофоном и потом дать эту запись звуковым фоном к рассказу героя.

8. Следите за динамикой во время монтажа.

Каждые несколько минут в подкасте должно что-то происходить: сценарный поворот, смена источника звука, музыка. Это поможет слушателю немного встряхнуться и снова сфокусироваться на вашем подкасте, если он отвлекся.

Длительность и регулярность

-4

Семён Шешенин, заместитель главного редактора студии подкастов «Либо/Либо»:

«На повествование можно выделить столько выпусков, сколько потребуется. Главное, чтобы оно было увлекательным. Тут действует то же правило, что и в сериалах. Например, известный американский подкаст S-town рассказывает одну историю на протяжении пяти часовых эпизодов. Если у вас хороший спикер и живая беседа, то и длительность — не проблема. У Джо Рогана эпизоды могут длиться по три часа.
Как часто должны выходить выпуски, зависит скорее от производственных мощностей. Можно привязываться с механике выпуска сериалов, но она сформировалась в рамках линейной сетки вещания на ТВ. Можно сделать релиз сразу всего сезона, как Netflix. Можно, как Apple или Amazon: сначала выпустить три эпизода подряд, чтобы „подсадить“ слушателя, а потом держать его на коротком еженедельном поводке. Все зависит от материала».
-5

Сева Бойко, редактор подкастов Русской службы Би-би-си:

«Нет скрижали подкастинга, где было бы написано: „Выпускайте эпизоды раз в неделю, иначе вас поразит страшная кара“. Мне кажется, что регулярность важнее частоты. То есть лучше выдавать крепкие эпизоды раз в три недели, не нарушая график, чем сырые эпизоды раз в неделю или переносить даты выпуска.
Если ваш подкаст действительно крут, интересен настолько, что заставит слушателя пересказывать вашу историю на вечеринках и в чатах, вам простят многие огрехи и со звуком, и с частотой выпусков. А крутым подкаст будет, если вы сами увлечены историей, которую рассказываете. Если вам неинтересно, то и слушатель быстро почувствует фальшь».

Чего делать не стоит

Индустрия только развивается, поэтому время не ограничивать себя, а, наоборот, экспериментировать, считает Семён Шешенин. Но есть несколько универсальных правил:

  • Не нарезайте подкаст на мелкие кусочки

Хочется убрать все огрехи в речи на монтаже, но получившаяся мозаика из реплик может звучать очень неестественно, так что вычищать подчистую все «э-э-э» и «ну-у-у» не стоит. В конце концов, одна из прелестей подкаста в том, что речь спикеров звучит как в жизни.

  • Не делайте долгих вступлений

20–35 % своей аудитории средний подкаст теряет в первые пять минут. Поэтому сразу расскажите, о чем пойдетт речь, на какие интригующие вопросы собираетесь ответить и какие тайны мироздания раскрыть слушателю в этом выпуске. Если же у вас нарративный подкаст, бросайте слушателя сразу в гущу событий, как делают авторы знаменитого S-Town. Долгие экспозиции обычно скучные.

  • Не выкладывайте все сразу

Этот совет как будто противоречит предыдущему, но на самом деле дополняет его. Дело в том, что те слушатели, которые не «отвалились» в начале, дослушают в лучшем случае 70 %, а в худшем — меньше половины подкаста, если не будет интриги. Поэтому раскрывайте тему дозированно, давая ответы на вопросы в течение всего выпуска.