Башкирский государственный театр кукол
Можно ли получить «партийную взбучку от властей» за доброе дело. причем, направленное на воспитание детей? Казалось бы, абсурдный вопрос, но, к сожалению, это не так.
Здание Башкирского государственного театра кукол на проспекте Октября из-за своей необычной архитектуры сразу бросается в глаза.
Его бы просто не было, если бы не инициатива и смелость директора Уфимского химзавода, который, как говорят, на свой страх и риск его построил, не согласовав это с начальством. За это «самоуправство» ему попало от партийных органов. Среди своих сослуживцев он говорил: выговор, когда нибудь снимут, а кукольный театр останется на радость ребятишкам на долгие годы. И на радость уфимской детворе и их родителей и в 1976 году в нем стали ставить для них спектакли.
В перечне фамилий директоров руководивших театром кукол, почему то нет фамилии человека, который принял на себя руководство коллективом театра в только что построенном театре. Им стал выпускник Мельниченко Павел Романович. Еще обучаясь в школе, он уже отличался своими организаторскими способностями, умением сплотить вокруг себя своих товарищей, как единомышленников. Об этом факте мне поведала его классный руководитель школы № 93 Уфы Колчина Валентина Григорьевна.
Театр кукол ведет свое происхождение от созданного в 1932 году Объединенного кукольного театра и был открыт 5 февраля этого года.Первым директором и режиссёром театра была М. Н. Елгаштина, а начал свою работу со спектакля «Сказка про репку». В театре были сформированы русская и башкирская группы. В русской работали артисты А. Пентегова, Т. Постникова, М. Артемьева, Г. Зорин, Л. Визарова, в башкирской — под руководством Г. Мансуровой — Р. Валеева, М. Хамзина, Х. Хамзин, С. Ахтямова, М. Мустакимов и другие. Башкирская группа работала как передвижная. В ее репертуаре преобладали агитационно‑пропагандистские пьесы: «Негритёнок Том» Ю. А. Гауша и Б. Павловского; пьесы Елгаштиной: «Санитарная бригада», «К Ленину», «Марфушкин букварь», «Весенняя посевная», миниатюры «Петрушка — физкультурник», «Петрушка на отдыхе».
С появлением директора В. Сидурина у театра появляется постоянная площадка, которой раньше у него не было. Ей стала цокольное помещение в городском Доме пионеров и школьников города Уфы.
Особая страница жизни театра связана с его выступлениями в 1944 году перед солдатами на Карельском фронте. Тогда почти весь мужской состав коллектива ушел на фронт, но бригады театра выпускали свои сатирические спектакли не только на фронте, но и перед раненными бойцами в госпиталях. Театр активно выступал в Уфе и Республике.
К сожалению, я редко встречал среди уфимских старожилов упоминания о посещении ими в годы войны уфимского театра кукол. А я с мамой там был и смотрел в нем постановку про деда с репкой с военной интерпретацией, которую я тогда мало понимал, но мне это нравилось.
Сейчас, разглядывая отреставрированное здание Республиканского театра оперы и балета, обращенного в сторону улицы Ленина, уже не видно той невысокой двери входа, который вел в помещение кукольного театра. Он находился справа внизу, сразу от главной лестницы, ведущей в него. Тогда его зрительный зал находился там, в нижней части подвальной площади оперного театра. Ныне тот вход заложен кирпичом. Зрительный зал был небольшим. Если мне не изменяет память, оно вмещало не более 30-40 человек. И оно всегда было заполнено зрителями.
В 1970–1990-е годах современный театр кукол стал экспериментировать со сложными жанрами «взрослого театра» – постановками драм, трагедий, комедий, сценарными версиями современной прозы. На его сцене были поставлены «Белый пароход» Ч. Айтматова, «Не бросай огонь, Прометей!» М. Карима, «Черноликие» М. Гафури, «Божественная комедия» И. Штока, «Урал-батыр» Г. Шафикова по мотивам башкирского эпоса.
В сегодняшнем репертуаре представлены основные жанры кукольной драматургии: классическая и современная сказка, сказочные и музыкальные истории, спектакль-игра, лирическая комедия – на русском и башкирском языках. Актеры работают с различными типами и системами кукол – перчаточными, тростевыми, планшетными, а также выступают в масках. После успешных гастролей в Индии со спектаклем «Индийская легенда» уфимский театр кукол был удостоен международной премии имени Джавахарлала Неру и республиканской премии имени Саляма.
Сейчас театр стремится к расширению границ кукольного жанра, освоению сложного вида театральной куклы – марионетки, созданию «оперы марионеток». В его репертуаре народные сказки, произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Куприна, Чехова, современная драматургия. После войны в театре работали художники А. Стобов, супруги М. и В. Волковы, режиссёр И. Арнгольд. В 1976 году театр получил своё нынешнее здание. В театре работали над созданием башкирской драматургии, а сюжеты брали из фольклора — башкирского, русского и других народов: «Ульмасбай» И. Нигматуллина, «Ходжа Насретдин» А. С. Фаткуллина. Создавали куклы М. Я. и В. Ф. Волковы. Сейчас актеры театра в постановках спектаклей используют специальные художественные приёмы (маска, тантамареска, трансформация, «чёрный кабинет»), разные виды кукол (марионетка, перчаточные, ростовые). Над сценографией и изготовлением кукол работают мастера Байбурин, Н. Х. Бирюкова, А. С. Волков; за музыкальное оформление отвечают: Н. А. Даутов, Миролюбов, А. М. Набиев, С. Р. Сальманов. С 1991 по 1994 год и с 2011 года главный режиссёр — Ахметшин, Айрат Акрамович.
Мы, уфимцы. гордимся тем. что кукольный театр Уфы с его профессиональной труппой считается одним из лучших в России.