Сколько денег ни трать, до половины уходит впустую
Здравоохранение могло бы повысить качество и продолжительность жизни россиян, но этого не происходит. Прошлой осенью, почти через 20 лет своего правления, президент бросился спасать поликлиники, но, как показала пандемия, не преуспел. «Отчизна» постаралась найти этому объяснение.
На днях мы изучили заключение Счётной палаты, проанализировавшей деятельность Министерства здравоохранения. Нет-нет, не бросайте здесь читать. Это очень поучительный документ, если продраться сквозь вереницу предложений, составленных в пассивном залоге с бесконечной чередой существительных и прилагательных в непонятных падежах вроде «Минздравом России в 2019 году утверждено федеральным государственным бюджетным (автономным) учреждениям плановых назначений по субсидиям на выполнение государственного задания…».
Рискнём предположить, что состояние, близкое к разрыву нейронных цепочек в мозгу, возникающее при попытке понять, кем что кому для чего утверждено, будет препятствовать изучению сего достойного документа и исправлению выявленных аудиторами нарушений. Чтобы он не остался совсем без последствий, мы хотим поделиться интересными наблюдениями с вами, нашими клиентами, в том числе потенциальными, которым мы помогаем (ментально) увеличивать благосостояние. Ведь одна из главных его составляющих – человеческий капитал: но нельзя быть здоровым и богатым, если ты бедный и больной.
«А потом эти деньги как бы ушли»
Итак, в 2019 году не были достигнуты шесть из 15 целевых показателей национального проекта «Здравоохранение», то есть 40%. Хотя профинансированы они почти полностью (за год оприходовано 96,4% выделенных бюджетных средств). То есть 34,5 млрд рублей (40% из потраченных 86,23 млрд рублей) с точки зрения улучшения здоровья россиян фактически ушли в никуда.
Первый нацпроект «Здравоохранение» был запущен ещё в 2006 году, и на него предполагалось потратить за четыре года более 400 млрд рублей. Но 13 лет спустя второй-четвёртый президент, который в 2018 году успел запустить вторую итерацию здравоохранительного нацпроекта, вдруг резко спустился с геополитического Олимпа и бросился спасать «первичное звено здравоохранения». То есть поликлиники, которые все эти годы вроде бы должны были помогать выживать людям у подножия этого самого Олимпа, а на самом деле еле выживали сами.
То, что спасти ничего не удастся, нам стало ясно уже тогда, и не только из-за бесславных предыдущих 13 лет. Ведь президент и тогдашний премьер-министр (и даже, если кто помнит, третий президент) разъяснили на совещании друг с другом:
В. Путин: Потому что, скажем, вот в этой области мы проводили реорганизацию или оказывали помощь первичному, кстати говоря, звену здравоохранения дважды, по сути, дважды с федерального уровня напрямую просто, напрямую. Потом это всё куда‑то уплывает: и материальная составляющая этого уровня здравоохранения, и уровень оплаты труда.
Д. Медведев: Обязательно это сделаем, Владимир Владимирович. И Вы абсолютно правильно сказали, мы действительно начиная с 2006 года ведь этой задачей занимались, а потом эти деньги как бы ушли, и от них не осталось следа. И такое ощущение, будто эта работа уже и напрасно проведена.
Верность нашего предположения о «неспасаемости» подтвердилась этой весной во время пандемии коронавируса.
В 43-страничном документе Счётной палаты словосочетание «в нарушение» (пункта/статьи закона/стандарта/положения/требований) употребляется 50 раз. А самое интересное, на наш взгляд, нарушение заключается вот в чём. Стратегия развития здравоохранения до 2025 года предполагает, в частности, увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении. А неудовлетворенность граждан доступностью и качеством медицинской помощи является «одним из наиболее значимых вызовов национальной безопасности», указывает Счётная палата. И что же? В 2019 году из госпрограммы «Развитие здравоохранения» исключены такие цели, как:
- ожидаемая продолжительность жизни при рождении;
- удовлетворенность населения качеством медицинской помощи.
И то! Зачем «напрасно проводить работу», если деньги всё равно «как бы уходят», а «материальная составляющая этого уровня здравоохранения… уплывает»? Пусть деньги как бы остаются в нужных карманах – не напрасно же их владельцы проводят многотрудную работу по завышению цен, оформлению откатов, поставке по госпрограммам массы лекарств, эффективность которых не доказана, нецелевому использованию средств и т. д. Работу, которая в итоге обеспечивает уплывание их собственной материальной составляющей в заоблачные высоты.
-----------------------
Отказ от ответственности (сиречь, disclaimer): Представленные здесь мнения могут не совпадать с любыми другими и не являются офертой или предложением к покупке или продаже каких-либо ценных бумаг, товаров и услуг на любом рынке – финансовом, политическом, чёрном, рекламном, фермерском или рынке выходного дня, как и не являются призывом к какому-либо действию или бездействию.
Все права защищены © 2019-2020