Я люблю Белоруссию. Впервые я побывал там, когда мне было лет двенадцать. В Витебской области, в Лиозненском районе, в селении Пронское жила моя двоюродная бабушка Зинаида Андреевна. Впрочем, я тогда, беря пример с отца, называл её тётя Зина. Мы с отцом приехали тогда погостить к его тёте Зине по пути в Ригу, где жила другая моя бабушка - Марта Ивановна. Тогда это была одна большая страна под названием Советский Союз, и о том, что не так уж много времени осталось до её развала, никто даже и подумать не мог.
А для моего отца тётя Зина была фактически второй матерью. В 1941 году, когда началась война, отец, которому было всего два года, летом как раз находился у тёти в деревне. Вот тут-то его и застало начало Великой Отечественной войны. В детскую память отца врезалось навсегда, как одним жарким днём дверь хаты отворилась от удара сапога немецкого солдата. «Матка, яйко, млеко, давай, давай…». А потом тётю Зину, высокую, сильную крестьянку угнали в Германию вместе с маленьким племянником – моим отцом. Там тёте Зине пришлось работать в хозяйстве одного бауэра, а маленькому её племяннику тоже работу нашли – люльку качать с новорождённым сыном того самого бауэра. После войны освобождённая тётя Зина с моим отцом вернулись в Белоруссию. Тётя Зина очень любила лошадей (у моего прадеда был когда-то конный завод), а в Белоруссии в сёлах тогда было много раненых лошадей, которых оставили наши наступавшие войска. Тётя Зина заботливо выхаживала их, ей же и поручили пасти и охранять колхозный табун. А отец мой, Валентин Петрович Лубан, закончив сельскую школу в Белоруссии, потом уехал поступать в Рижское мореходное училище. Поступил, выучился, стал штурманом дальнего плавания. На Сахалине встретил мою маму, которая приехала тогда туда учительствовать, они поженились, отец оставил море и приехал на родину мамы – в славный город Нальчик, где в результате этой романтической истории уже родился я. Но это отдельная история, вернёмся к Белоруссии.
С первого же моего посещения Белоруссии мне понравился этот край. С его густыми лесами полными земляники, черники и грибов. С его реками и озёрами, в которых не перевелась ещё рыба, где мы с отцом сидели на берегах с удочками. Но самое главное, мне понравились в Белоруссии люди - тихие, спокойные, добрые, не склонные к дракам и шумным разборкам. Всё они тебе расскажут, покажут – в какую сторону за грибами можно пойти, а в какую не стоит, в каком месте на реке больше рыбы водится, какую наживку с собой надо брать. И работать они умеют, и за столом душевно посидеть тоже. С обязательной, конечно же, на столе, дымящейся картошкой, а вернее бульбой (она там такая вкусная!), нежным прозрачным салом, грибами в сметане, различными разносолами. А какая, помню, там была сметана, ложка в ней стоит!
Эти детские впечатления о белорусах потом для меня подтвердились во время службы в армии. Я служил ещё в той, советской армии, на космодроме Байконур, 1985-87 гг. Служили вместе со мной и белорусы. Сашка Лельчук, Лёня Раковщик, Толик Швед – всех я помню. Спокойные, трудолюбивые, драку первыми никогда не начинали, но в то же время держались с достоинством, если сильно допечь – мало не покажется. Наиболее близко мы сдружились в армии с Сашей Лельчуком из города Мозырь. А сравнительно недавно он мне позвонил из Чикаго, где теперь, оказывается, работает шофёром-дальнобойщиком. Мой двоюродный брат Юрий в армии служил в Белоруссии. Ему там тоже понравилось, и после дембеля он поступил в Минске в училище на специальность столяра-краснодеревщика. Сейчас у него уже вполне преуспевающая мебельная фирма в Москве. Его родная, а моя двоюродная сестра Анжелла и сейчас живёт в Минске.
В общем, как-то так получилось, что история нашей семьи достаточно крепко связана с Белоруссией. И мне совсем не безразлично, что там сейчас происходит. А происходят, на мой взгляд, весьма тревожные события. Нет, ну может для кого-то, кому андреналина в крови не хватает или мозгов в голове, это всё и хорошо - движуха, протест, революция и т. п. На деле же для белорусов, да и для нас, кстати, это чревато тяжёлыми последствиями.
Когда в 1991-м году обрушился Советский Союз, я тогда не воспринял это как настоящую геополитическую катастрофу. Может, не до того было, только закончил журфак МГУ, женился на однокурснице, свою жизнь налаживать надо было. Но скорее всего не воспринял потому, что казалось – всё равно никуда мы не денемся, у нас тесные экономические, культурные связи. И это огромное пространство бывшего СССР, пусть будет называться как-то по-другому, но всё равно останется единым уже в другой форме. Но время показало призрачность таких надежд. Попытки создания СНГ, признаемся честно – провалились. Каждая из республик бывшего СССР пошла своим путём. Пути оказались непростыми, принесшими много разочарований и жителям самих уже теперь независимых стран. Если честно, без местечкового ура-патриотизма, кто из бывших республик СССР так уж хорошо зажил? Ну, разве что Туркмения, где за счёт собственного газа и сравнительно небольшого населения вполне приличный средний уровень жизни. Но заметим, при этом, что демократией в этой среднеазиатской стране и не пахнет. Там в 90-е славили отца всех туркмен «Туркмен-баши» Сапармурата Ниязова, его день рождения был национальным праздником и выходным днём. Никаких тебе оппозиционных партий, реальных альтернативных кандидатов на выборах. Всё тихо-чинно так, по-среднеазиатски. В общем, «Восток – дело тонкое, Петруха». Для меня лично загадка, почему американцы до сих пор ещё не сказали туркменам: «У вас нет демократии, мы летим к вам…».
Но вообще-то ни одна из бывших республик СССР процветающей страной на зависть всему миру не стала, не исключая и Россию. И даже из сравнительно благополучных прибалтийских стран молодёжь уезжает на заработки в Англию и Ирландию. Экономические и культурные связи между бывшими республиками СССР ослабевали, а то и просто рвались. И надо сказать, не без помощи наших «западных партнёров», как их, наверное, уже в шутку продолжает называть Владимир Путин. Тут тебе и «оранжевые революции» в некоторых странах, и реальное противодействие в глобальных экономических проектах. Это и сейчас мы видим на примере торможения «Северного потока». Ну, не нужна Западу интеграция бывших республик СССР, кому ж это ещё не понятно? И сильная Россия не нужна. Там ведь уже её распад прогнозировали, карты рисовали с обозначениями возможных новых республик на территории бывшей Российской Федерации. А вот нет, тут пока не получается! Путин этому сильно мешает, его новый курс, отличный от Ельцинского, во внешней и внутренней политике. Замечу, правда, что по вопросам внутренней политики у нас, россиян, порой тоже вопросы без ответа появляются.
И единственным реальным союзником России, имеющим самые тесные экономические и культурные связи с Россией, оставалась Белоруссия. Ну что говорить, если даже у нас, в далёком от Белоруссии Нальчике есть магазины белорусских товаров, а в местном университете КБГУ на филфаке ввели курс изучения белорусского языка. Батька Лукашенко, правда, утомил несколько своей «многовекторнной политикой». Газ и нефть по дешёвым ценам – это да, это нам надо, мы же братья. А вот насчёт признания Крыма российским – ну, тут надо подумать, вопрос непростой, как бы братьев украинцев не обидеть… Может, хоть сейчас у него прозрение наступит? Но как бы там ни было, а Белоруссия оставалась ближайшим партнёром России. А значит, видимо, решили в некоторых аналитических западных центрах - пора Белоруссию от России отрывать. С Украиной получилось (временно), значит и с Белоруссией должно получиться.
Да, конечно, батька Лукашенко и сам во многом виноват в том, что сейчас происходит в его стране, в этой волне протеста. Переусердствовал он в зачистке внутриполитического пространства от возможных серьёзных оппонентов. В стране есть реальные проблемы со свободой слова, с преследованием инакомыслящих. И конечно же, подтасовки на выборах были, даже не сомневаюсь! А вот это было серьёзной ошибкой Лукашенко. Он бы без подтасовок реально победил и на последних выборах. Об этом недавно по результатам своего исследования заявила оппозиционная российская газета «Ведомости», которую никак не заподозришь в симпатиях к белорусскому Батьке. Но ему зачем-то понадобилось нарисовать цифры в 80 процентов поддержки. И вот тут-то и началось, опять же не без помощи наших западных «партнёров». Об этом не грех и нам не забывать, и выводы правильные сделать. А то у нас на президентских и парламентских выборах в российской глубинке, в некоторых областях и республиках, не будем сейчас конкретно указывать пальцем, некоторые руководители этих субъектов тоже порой распоряжения дают местным избиркомам «правильные цифры» нарисовать. По принципу «заставь дурака Богу молиться – он и лоб себе расшибёт».
Верю я и в то, что большинство участников этих протестных маршей не настроены антироссийски, что они сейчас просто против Лукашенко, против режима, который он создал. Моя двоюродная сестра, например, живущая в Минске, терпеть не может Лукашенко, но при этом очень уважает Владимира Путина, регулярно голосует за него на выборах, поскольку имеет российское гражданство. Конечно же белорусы в подавляющем большинстве понимают, что рвать связи с Россией им нет никакого резона.
Но я вас умоляю, братья белорусы, вот здесь не промахнитесь. Вы сейчас метите в Лукашенко, а попадёте в Россию и в свою же родную Белоруссию. Посмотрите на соседнюю Украину. А ведь там тоже всё начиналось с майдана против президента Януковича, и вполне справедливые претензии к нему предъявлялись. Вот только теперь многие участники того майдана озадаченно себя вопрошают: "А как же это всё получилось, как так вышло?". Как же получилось, что затем американские и евросоюзовские советники стали объяснять украинцам, что им дальше делать, как получилось, что к власти пришли необандеровцы, отъявленные националисты. Оно вам нужно? Вам, в Белоруссии, в республике, в которой в годы Великой Отечественной войны погиб каждый четвёртый житель, где фашисты и их приспешники, украинские националисты деревни вместе с людьми сжигали? Да и с демократией на Украине теперь как-то проблемно – инакомыслящих журналистов, блогеров там теперь в тюрьму сажают, а то и убивают. А главное достижение украинской демократии и незалежности - это возможность без визы в Европу батрачить поехать. Вот за эти все прелести на майдане боролись?
В общем, братья белорусы, вы люди умные, рассудительные, я же знаю. Крепко подумайте, куда вас сейчас ведут и кто ведёт. Из Польши и Литвы вам сейчас советы подают? А вы свою историю, и не столь уж давнюю вспомните – стоит ли этим советам внимать? Польша и Литва вам финансово помочь обещают? Так они сами постоянно ищут, кто бы им помог. С Лукашенко вы потом разберётесь. Думаю, он теперь наконец-то понял, что перемены назрели, и сам на некоторые шаги по демократизации общественной жизни в стране пойдёт. А вот эта дама с напуганными глазами, которая, похоже, уже и сама не рада, что всё так обернулось, которая теперь к вам с призывами из Литвы обращается – вы что, правда, госпожу Тиханович в президенты хотите? А между прочим, при всех своих недостатках батьке Лукашенко в плюс можно поставить, что у вас промышленность не развалена, и сельское хозяйство в порядке. Вот только нужны ли Евросоюзу ваши промышленность и сельское хозяйство – большой вопрос. Там скорее заинтересованы, чтобы их не было, зачем нужна дополнительная конкуренция. А вот Россия заинтересована в ваших промышленных товарах и сельхозпродукции. Думайте, братья белорусы, думайте, не поведитесь на призрачные евросоюзовские коврижки. А то так недолго и собственную страну развалить.