По идее, кассиры в супермаркетах должны заговорить по-украински только с середины ноября нынешнего года. Но предусмотрительные менеджеры поработали в этом направлении и сделали все заблаговременно. Персонал свой выдрессировали.
Вот уже примерно год я слышу от кассиров вопрос: «Пакет потрибен?». До языкового закона меня спрашивали, нужен ли пакет. Вместо прежнего «охрана, отмена!» кассиры теперь кричат «охорона, відмова!» Почему «відмова» (отказ), а не «скасування», не знаю. Наверное, так легче произносить.
Можно сказать, что норма закона об украинизации сферы обслуживания у нас внедряется с опережением и даже перевыполняется.
Но не все так просто. Опять не повезло с кассиром украинской писательнице Ларисе Ницой. И разразилась она текстом размером с маленькую повесть в фейсбуке. Опять, о, ужас!, очередная кассирша в очередной раз заговорила с ней по-русски. Вот скрин. Маленький, десятая часть поста.
Я прочитала весь текст. Там гнев, возмущение, негодование, ярость через край. В общем, сплошные нервы. Все на пределе.
И мне стало жалко женщину. Ларису Ницой.
Ну, вот скажите, вы часто беседуете с кассиром в супермаркете? Я – нет. Весь наш диалог обычно ограничивается парой фраз, поздоровались, на вопрос о пакете я отвечаю либо «спасибо, нет», либо «да, пожалуйста». Дальше кассир оглашает стоимость приобретенного товара, я подношу карточку к терминалу, получаю чек. Все.
Это ж как нужно истосковаться по живому общению, чтобы жаждать беседы с кассиром? И заметьте, такое происходит с писательницей довольно часто. Каждый раз она уведомляет об этом мир через фейсбук.
Эмоции ее, что удивительно, не притупляются, напротив, они свежи и неистовы. Переполняют все естество. Видимо, единственная возможность их выплеснуть - устроить публичный скандал. Непременно в супермаркете. Непременно громко, на всю страну, чтобы все слышали, обсуждали, одобряли-порицали. Вот он, момент славы?! Жалко женщину. Лучше бы она посуду била об пол. Так было бы душевнее. Может, муж не разрешает? Деспот. (Шутка).
Кстати, писательница не устраивает громких скандалов и с детьми. Ну, с теми, которые возле киевской школы говорят по-русски. Интересно, почему бы это?