Найти тему
РЭШ

Хорошая экономика для еще более сложных времен

Эстер Дюфло, профессор Массачусетского технологического института, лауреат премии по экономике памяти Альфреда Нобеля 2019 года прочитала лекцию на Лектории РЭШ «Хорошая экономика для трудных времен», в которой рассказала о главных проблемах сегодняшней глобальной экономики.

Большинство важных проблем сегодня — экономические или тесно с ними связанные: Брекзит, международная торговля и иммиграция, неравенство, изменение климата.

Экономистам систематически не доверяют: по опросам в Великобритании уровень доверия медсестрам — 84%, синоптикам — 51%, экономистам — 25%.

Почему это происходит?

1. Большинство людей думают об экономистах, как о людях, которые делают прогнозы, но даже синоптики предсказывают погоду лучше, чем экономисты — экономические явления.
2. Экономисты, которых вы видите в телевизоре или читаете в твиттере, часто не ученые, а представители банков, которые защищают их интересы. Многие профессиональные экономисты практически не высказываются публично.

Эстер Дюфло думает, что экономисты не должны отказываться от профессии: профессию экономиста, как она есть сегодня, не нужно радикально менять, чтобы она стала актуальной и полезной, но экономисты должны лучше объяснять ее другим, доводить ее до широкой аудитории, разъяснять, над чем они работают.

Пять важных уроков о сегодняшней экономике

1. Вопрос легитимности государства

С 2000 года доверие правительствам падает, если смотреть на среднюю ситуацию по миру. COVID-19 напомнил, зачем нужно государство и почему мы не можем без него обойтись. Только государство могло убедить и заставить людей сидеть дома и носить маски на улице, только оно могло разрабатывать вакцины или обеспечивать достаточное количество мест в больницах.

2. Финансовому стимулированию придают слишком большое значение (особенно сейчас)

Принято думать, что социальные пособия делают людей ленивыми, а если убрать ограничения на миграцию все захотят переехать в более богатые страны. Эстер Дюфло считает, что это неправда. Она приводит данные исследований, которые указывают, что финансовое стимулирование практически не влияет на предложение на рынке труда — то есть люди продолжают искать работу даже с более высокими гарантированными выплатами. Здесь интересен факт, что это заблуждение, которое присуще элитам, хотя обычно заблуждения — удел обычных людей.

3. Экономика не такая гибкая, как мы привыкли думать

Мы привыкли думать об экономике, как о гибкой системе: например, существует стереотип об американцах, как людях, которые постоянно меняют место жительства и работу. Но если в 1990-е процент американцев, которые переезжал из округа в округ, составлял 6,4%, то сейчас он всего 3,9%. Люди в целом начали менее охотно передвигаться по миру — коронавирус только усилил эту тенденцию.

4. Врожденные предпочтения уходят в прошлое

Экономисты привыкли считать, что человеческие вкусы и предпочтения глубоко укоренены в их природе и не меняются — об этом даже есть классическая статья Беккера и Стиглера. Сейчас все изменилось — предпочтения в большей степени формируются средой, а также ими могут манипулировать через интернет.

5. Достоинство — очень важно

Достоинство лежит в основе человеческих решений: это осознание того, что такое хорошая жизнь, почему ваша работа имеет смысл, как вы встроены в социальную жизнь и так далее. Но уровень человеческого достоинства снижается, например, в США в последние годы. Причина — потрясения, которые становятся последствиями экономических катастроф.

Почему коронавирус — время возможностей: два принципа

1. Ранее люди скептически относились к системе всеобщего базового дохода — они считали, что его получатели станут лениться и прекратят искать работу. Но последствия коронавируса в Западной Европе показали, что можно продолжать платить людям, которые временно не могут выполнять свою работу, и они вернутся на нее, как только им представится возможность.

2. Люди начали серьезнее относиться к изменению климата: коронавирус доказал, что природа все еще сильнее нас, и то, что все хорошо сегодня, не означает автоматически, что все будет хорошо и завтра тоже. Также он показал, что мы можем проще изменять наши привычки и предпочтения, когда нам пришлось сделать это вынужденно из-за карантина.