Найти тему
СинемаКит

Какую роль зеркала играют в кино?

Оглавление

В повседневной жизни картины и зеркала – детали интерьера, однако в кинематографе они могут приобретать новые трактовки. Часто бывает, что на протяжении фильма герой смотрит на одну и ту же картину или любуется своим отражением. Если похожие сцены повторяются, будьте уверены – картина или зеркало сыграет не последнюю роль в сюжете. Рассказываю, как режиссеры превращают обычные предметы интерьера в символы.

Отражение внутреннего мира

Многие боятся зеркал и верят в их магические свойства. Суеверные люди до сих пор избегают старинных зеркал, не ставят их друг напротив друга и у кровати, считая это плохой приметой. Обитают тёмные силы в зеркалах или нет – вопрос спорный, но их до сих пор завешивают в квартирах недавно умерших. Режиссёры активно используют этот обычай в качестве яркого символа.

Кадр из фильма "Чёрный лебедь"
Кадр из фильма "Чёрный лебедь"

Иногда герой видит не совсем точное отражение: он может заметить изменения во внешности или несовпадение движений. Режиссёры «обнажают» тайны, которые персонажи пытаются спрятать. Обычно это какие-то негативные чувства: страх, зависть, депрессия или гнев. Например, Даррен Аронофски ввел зеркала в «Чёрного лебедя», чтобы показать, что за внешним совершенством балерины скрываются боль и колоссальная работа над собой.

Зеркало также используется, чтобы показать раздвоение личности. Персонаж Джонни Деппа разговаривал со своим отражением в «Тайном окне», а главный герой «Бёрдмена» представлял себя супергероем в зеркале.

Кадр из фильма "Портрет Дориана Грея"
Кадр из фильма "Портрет Дориана Грея"

Свойства зеркал переносят на портреты. Самый яркий пример – «Портрет Дориана Грея», фильм Оливера Паркера, снятый по одноименной книге Оскара Уайльда. Внутреннее саморазрушение героя отображалось на полотне. Портрет показывал пороки, которые нельзя нарисовать на самом деле. Это позволяет создателям фильма невидимое сделать видимым. Американскому режиссёру Джули Тэймон тоже блестяще удалось передать связь внутреннего мира героя с картинами в фильме «Фрида» о мексиканской художнице Фриде Кало. Как известно, Фрида писала автопортреты, показывая себя в разных образах. Тэймон «оживила» эти картины так, чтобы Фрида с полотна могла двигаться и смотреть на настоящую Фриду. Такой прием создаёт тесную связь между создателем и его творением.

Зазеркалье

Многие режиссёры любят создавать эффект двойного мира – настоящего и зеркального. Нарисованные или зеркальные миры всегда нереальны. Однако персонажи зазеркалья обычно находят способ контактировать с героями из реального мира и влиять на их судьбы. В 2016 году Тим Бертон экранизировал всеми любимую «Алису в зазеркалье» Льюиса Кэрролла. В сказочном мире происходят непривычные для Алисы вещи: говорящие животные, волшебные микстуры и путешествия во времени. Marvel ввели зазеркалье в фильм «Доктор Стрэндж», чтобы схватки и конфликты магов не навредили мирным жителям.

Кадр из фильма "Ван Хельсинг"
Кадр из фильма "Ван Хельсинг"

Ван Хельсинг в одноименном фильме Стивена Соммерса проходит через зеркало в страну Дракулы. Похожие миры встречаются в таких фильмах, как «Зеркала» (А. Ажа, 2008 г.), «Шагреневая кожа» (А. Берлинер, 2010 г.), «Зазеркалье» (Шон-Хо Ким, 2003 г.), «Окулус» (М. Флэнеган, 2013).

Эстетика и символизм

Картины и зеркала из инструментов могут превращаться в символы. Иногда они добавляются в кадр для цельной композиции и поддержания атмосферы фильма. Произведения искусства могут добавлять возвышенности, а не символизировать нечто сакральное. Вы наверняка встречали фильмы, при просмотре которых наслаждались не столько сюжетом, сколько визуализацией. Если в кадре красивый интерьер, то почти всегда в нём можно заметить картины. Они многое значат в работах режиссёров, которые придают большое значение композиции: Стэнли Кубрик, Уэс Андерсон, Джим Джармуш. Список можно продолжить.

Зеркала также символизируют самопознание и украшают комнаты детей или сбившихся с пути людей. Самолюбование героев тоже хорошо передаётся через обилие зеркал в помещении. Их часто можно увидеть в женских комнатах. Важно заметить, что в советское время как в жизни, так и в кино связь девушки с зеркалом ослабела. Считалось, что женщина хороша такой, какой ее создала природа. Работа в мужском коллективе тоже оставляла яркий отпечаток на ухоженности женщин и потребности в зеркалах.

Кадр из фильма "Анна Каренина"
Кадр из фильма "Анна Каренина"

Вернемся к прямой функции зеркал. Режиссёры любят их способность добавлять пространства в кадре. Если съемочная группа создаёт «светлую, воздушную» сцену в помещении, она наверняка выберет большой зал с зеркалами во весь рост. Например, в американской экранизации «Анны Карениной» они украшают светлую комнату главной героини и бальные залы. В зеркале же зритель видит кадры приближающегося поезда - события, которое произойдет в будущем.

Зеркала используются и для демонстрации действий так, чтобы их увидел зритель, но не герой. Если в доме находятся посторонние или происходят паранормальные явления, которые персонаж не замечает, их видит зритель через отражение.

Читайте также о том, какую роль в фильме играет саундтрек.