Найти в Дзене
РЭШ

Как скептики, вельможи-неофилы и тигельная сталь сделали Европу экономическим лидером?

Профессор Северо-Западного университета Джоэль Мокир прочитал на Лектории РЭШ лекцию «Великое обогащение: как Западная Европа стала экономическим лидером мира в XVIII-XIX вв.». Ответ на этот вопрос в конспекте лекции ниже.

За последние 400 лет европейцы доминировали, покоряли, порабощали и эксплуатировали большую часть остального человечества различными способами. Каким-то образом они получили загадочное преимущество над другими народами, что и позволило проявиться их превосходству.

Так было не всегда. В XI веке христианская Европа была невежественной, обнищавшей, жестокой, застойной территорией, тогда как примерно в то же время исламские страны и Китай при династии Сун имели развитое и образованное общество.

Великая ирония истории: европейцы смогли колонизировать, подчинить и эксплуатировать людей по всему миру. Однако потомки этих покоренных народов сегодня намного богаче своих предков во многом благодаря европейским знаниям. Этот исторический итог был охарактеризован Дейдрой Макклоски как «Великое обогащение», подчеркивающее повышение уровня жизни во всем мире.

Что же стало причиной? Ответ — знание.

В 1250 году европейцы отставали от других цивилизаций, но к XVIII веку, началу промышленной революции, уже вышли в лидеры. Этот прорыв случился не благодаря большему объёму знаний, а благодаря другим мировоззрениям и компетенциям. Это две главные составляющие аргументации профессора Мокира.

Мировоззрение

1. Скептицизм

Средневековая европейская интеллигенция — за некоторыми заметными исключениями — твердо верила, что носители классических знаний священны. Но затем появились сомнения. К 1500 году такая критика стала более распространенной. К 1700 году Коперник, Галилей, Декарт, Ньютон и многие другие создали новую науку, пренебрегая классическим «каноном».

В других цивилизациях — китайской, мусульманской, индийской — традиционалисты в основном победили. То же самое было и с еврейской цивилизацией в Европе до 1750 года. Там вместо того, чтобы проверять и критиковать традиционные знания, интеллектуалы занимались экзегезисом и филологией, спорили о том, что древние мудрецы «на самом деле имели в виду».

2. Открытость

Европейцы с ранних времен были готовы учиться у других цивилизаций и с готовностью принимали (или крали) их идеи, а затем совершенствовали их. После 1500 года, когда они начали путешествовать по миру, они переняли и научились делать индийский хлопок, китайский шелк и фарфор, а также выращивать многие культуры из Нового Света.

Одно из объяснений — конкуренция. Европа была глубоко раздроблена по многим направлениям: разные династии, княжества, города, университеты, религии. Если знания каким-то образом были полезны, было важно их получить, чтобы сохранить конкурентоспособность страны.

3. Неофилия

Европейская элита выработала вкус к новому и незнакомому и награждала новаторов-интеллектуалов. Люди, которые придумывали новые идеи (как в искусстве, так и в науке), награждались и пользовались высоким статусом. Интеллектуалы часто попадали под покровительство и конкурировали за места при дворе и в окружении знати: там они занимались медициной, навигацией, баллистикой, инженерией, астрологией и другими практическими областями знаний.

В результате в период между 1500 и 1750 годами было предложено много радикально новых идей. Некоторые из них были разработаны самими европейцами, другие — переняты из других стран. Не все эти новые идеи были хороши. Многие из них были фальшивыми или просто ошибочными. При этом знания, которые работали, приносили гораздо большую пользу, чем где-либо еще.

Компетенции

Улучшались материалы и повышалось качество труда ремесленников.

Например, Бенджамин Хантсман, часовщик из Шеффилда, научился производить высококачественную сталь: более однородную и с меньшим количеством примесей. Тигельная сталь играла важную роль в производстве деталей машин, инструментов, пружин и всего остального, что нуждалось в материале, который был бы прочным и долговечным.

Итог

Начавшийся в XVIII веке экономический рост был обусловлен сочетанием мировоззрения («культуры») и компетенций («умений»). Оба эти фактора претерпели значительные изменения в ранней современной Европе и создали предпосылки для Промышленной революции.