Как правило, каждый подобный гайд начинается с избитой фразы "сперва вам нужно понять, для чего вам..." Надоевшее клише, которое, по замыслу автора, должно помочь выстроить отдельные тезисы в поэтапную инструкцию.
Но давайте будем честны друг с другом: если вы уже понимаете, для каких задач вам нужна видеокарта, то выбор практически завершен - остается определиться только с производителем и конкретной моделью устройства. Никаких особых секретов здесь нет:
Если вы хотите играть в самые "тяжелые" в плане графики новинки с высокими настройками - тут не обойтись без моделей топового и верхней границы среднего сегмента.
Если вам важно не то, как далеко сдвинуты ползунки графических настроек, а то, насколько увлекателен геймплей, сюжет игры, и сколько денег потрачено на видеокарту - для вас есть целый спектр моделей среднего сегмента.
Предпочитаете громким, но зачастую скучным новинкам тёплую атмосферу классических хитов, или просто не играете в игры? Для мультимедийных ПК и игровых машин начального уровня есть множество моделей из нижнего ценового сегмента.
Используете ПК для чего-то гораздо более серьезного, нежели игры? Есть специальные семейства профессиональных ускорителей вычислений.
За выбором конкретной модели, если вы уже определились с целями, всегда проще будет обратиться в соответствующий раздел форума и спросить там. Не лишним будет и прочесть обзоры на актуальные видеокарты - многие вопросы снимутся сами собой.
Гайды же, как правило, рассчитаны на несколько другую аудиторию. И в этом нет ничего плохого! Если вы еще в самом начале выбора, и даже не определились со списком требований к будущему девайсу - эта инструкция, как минимум, поможет понять, на что обратить внимание.
САМОЕ. ГЛАВНОЕ. ПРАВИЛО.
Видеокарта - это всего лишь продукт. У неё есть конкретная цена и конкретный набор характеристик, которые могут вас устроить или не заставить искать другой вариант. К сожалению, в силу некоторых культурных особенностей, в нашей стране видеокарты, как и многие другие продукты, превращаются буквально в предметы культа. Но видеокарта - это не скрижаль с тайными заповедями и не билет в закрытый элитный клуб. Не важно, какой чип лежит в её основе и кем был разработан её дизайн. Важно лишь то, какую производительность видеокарта выдает в играх, и соответствует ли она потраченным деньгам.
Всегда помните об этом.
На что НИКОГДА не нужно обращать внимание.
Производитель графического чипа.
Если говорить только о сегменте домашних ПК, то графические чипы на сегодняшний день разрабатывают всего две компании: AMD и Nvidia. Разумеется, есть ещё и Intel, однако его графические решения являются неотъемлемой частью центральных процессоров, а значит, никакой проблемы выбора тут нет: покупая процессор от Intel, вы (в большинстве случаев) получаете и встроенную в него графику.
Казалось бы, раз варианта только два, то и выбрать просто. Но нет. Религиозные войны между сторонниками этих брендов настолько масштабны и отвратительны, что, послушавшись наиболее харизматичного адепта, вы можете в итоге купить совсем не то, что изначально хотели. И уж определенно - не то, что в вашем случае было бы оптимальным.
Рекомендация №1: Если вам начинают в красках рассказывать, что все видеокарты под брендом "A" горят, взрываются и лишают владельцев жизненно важных органов, или что все видеокарты под брендом "N" - это мега-производительные элитарные решения, на которых игры выглядят совсем иначе - смело прекращайте слушать этих людей. У них нет цели помочь вам с выбором. У них вообще ничего нет, кроме своих убеждений, и то, насколько быстро на вашем компьютере пойдут игры - их тоже не волнует. А вот лично вам важно в первую очередь именно это.
Всегда помните, что у каждого бренда есть удачные и неудачные модели, и к тому же, в разных ценовых сегментах ситуация может быть разной. Если в топовом сегменте продукция одной компании громит конкурентов в пыль и прах - это ещё не значит, что бюджетные видеокарты той же компании также будут лучше. Чаще всего - наоборот, они существенно хуже.
Производитель видеокарты.
Ни AMD, ни Nvidia сами не выпускают готовые видеокарты. Даже карты референсного дизайна выпускаются по их заказу на сторонних заводах. Готовый продукт, который вы покупаете в магазине - целиком заслуга вендора, компании-производителя видеокарт. При этом вендор может производить как видеокарты исключительно на чипах AMD или Nvidia, так и играть сразу за обе команды.
Среди лояльных Nvidia вендоров, представленных в ДНС можно назвать Palit и их дочерний бренд Gainward, Galaxy с её суббрендом KFA2, inno3D, EVGA, Zotac и Point of View.
Исключительно с AMD работают следующие вендоры: Sapphire, Powercolor и его суббренды Club3D, VTX3D и XFX, а также HIS.
Такие бренды как ASUS, Gigabyte и MSI работают сразу с обоими производителями чипов.
При выборе вендора действует то же правило. У каждой компании есть несколько линеек продуктов - от карт, полностью соответствующих референсному дизайну, до глубоко переработанных устройств, рассчитанных на энтузиастов и оверклокеров. Соответственно, видеокарты в каждой из этих линеек имеют свою цену и свой набор характеристик. Говорить о том, что все продукты одного бренда отличаются вот этим, вот этим и вот тем, а все продукты конкурирующего бренда будут наголову их выше - значит не слишком искусно подменять и скрывать факты в пользу любимого лейбла.
Рекомендация №2: В силу разнообразия моделей и характеристик нельзя рекомендовать к покупке продукцию только одного вендора. Так, если GTX 1080 производства вендора "G" разгромит конкурентов по всем параметрам - это не значит, что RX 480 от вендора "H" не провернет тот же трюк в своём ценовом сегменте. Сравнивайте цены, читайте обзоры на авторитетных ресурсах и выбирайте видеокарту с оптимальным сочетанием параметров за ваш бюджет. И помните, что если вам начинают рассказывать, что вся, абсолютно вся продукция какого-либо вендора отличается невыносимым шумом, постоянными глюками или прочими дефектами - что-то здесь явно нечисто. Но не с вендором, а с тем, кто вам это рассказывает.
Объем набортной памяти.
Одно из распространенных заблуждений, касающихся видеокарт - то, что их производительность напрямую зависит от объема установленной памяти, и видеокарта с 4 гигабайтами будет быстрее видеокарты с 2 гигабайтами.
Отчасти это верно, но память на видеокарте - это как топливный бак на машине. Установите бак в 80 литров вместо штатного на 40 литров - машина от этого быстрее не поедет. Вот и память не влияет на производительность напрямую - она хранит в себе объем данных, генерируемых и используемых графическим процессором: игровые текстуры, геометрические вершины и буферы.
Чем выше графические настройки в игре - тем больше текстур и данных о геометрических объектах поступает и хранится в памяти. Однако, чем выше графические настройки, тем ниже производительность видеокарты. И может наступить такой момент, когда памяти достаточно для хранения и передачи данных, но графический чип уже не справляется со своими задачами! Неужели достаточный объем набортной памяти будет для вас весомым аргументом, если на соответствующих настройках видеокарта будет выдавать всего около 15 кадров в секунду?
На графике выше приведены результаты видеокарты Radeon HD6950 с 2 и 1 гигабайтом памяти. Как видно, до разрешений выше FullHD разница не принципиальна. В разрешении 2К она становится заметной, но тут уже обе версии HD6950 не могут тянуть игру с хоть сколько-нибудь приемлемой скоростью.
Рекомендация №3: Не гонитесь за большими цифрами. В большинстве случаев это простейший маркетинг, рассчитанный на клиента, не разбирающегося в технических деталях. И чаще всего выгоднее оказывается приобрести видеокарту с меньшим объемом памяти, но с более быстрым графическим чипом - именно он позволит вам играть с более высокими настройками, либо с большей скоростью.
Так, для топовых видеокарт чем больше памяти - тем лучше.
Для видеокарт среднего сегмента нет смысла в объеме выше 4 гигабайт.
Бюджетная игровая карта с объемом памяти выше 2 гигабайт - это смешно уже потому, что стоят такие девайсы уже как устройства классом выше, при этом уступая им в производительности.
Шина обмена данными между памятью и чипом.
Производная от предыдущего мифа гласит, что видеокарта с более "толстой" шиной - например, 256 бит против 192 бит - будет априори быстрее. Действительно, производительность видеокарт, основанных на одном и том же чипе, работающих на одной и той же частоте, обладающих одинаковым объемом памяти, зависела бы от ширины интерфейса обмена данными между памятью и чипом.
Но если объём набортной памяти - это "топливный бак", то шина обмена данными - это насос, подающий топливо к двигателю. При прочих равных условиях насос, подающий 330 литров в час, будет лучше того, который за час перекачает только 255 литров. Но ведь весь вопрос в том, будет ли востребована такая производительность. От одной лишь установки более производительного насоса автомобиль тоже быстрее не поедет.
На графике выше приведены результаты тестирования видеокарт в самом ходовом разрешении на сегодняшний день - 1920х1080 пикселей. И две видеокарты с шиной в 256 бит проигрывают карте с шиной в 192 бита.
Рекомендация №4: Единственные цифры, которые имеют значение - итоговая производительность видеокарты в играх. А она не зависит напрямую ни от объёма памяти, ни от ширины шины. Ознакомьтесь с обзорами, в которых видеокарты сравниваются напрямую, и вы увидите реальную разницу.
Версия интерфейса PCI-express.
Все современные видеокарты предполагают подключение к материнской плате через разъем PCI-express, причем они стандартизированы под версию 3.0. Вместе с тем, во многих пользовательских компьютерах используется интерфейс 2.0, что порождает у потенциальных покупателей вопросы о совместимости, а у специально обученных интернет-экспертов - возможность спекулировать информацией.
На деле же видеокарты с интерфейсом 3.0 прекрасно устанавливаются и работают в слотах версии 2.0, а старые видеокарты с интерфейсом 2.0 не менее прекрасно работают на современных платформах с интерфейсом 3.0. Более того - никакой потери в производительности при установке видеокарты с "новым" интерфейсом в компьютер со "старым" интерфейсом вы не увидите.
Исключением могут стать только конфигурации из нескольких видеокарт топового класса. Для них скорость обмена данными с центральным процессором действительно может оказаться важной (важной, а не критичной!), однако если вы собираете такую систему, апгрейд платформы вряд ли станет для вас проблемой. Или даже вопросом.
На графике выше приведены результаты для SLI из двух GeForce GTX Titan. Как видно, разница укладывается в смешные 1-2 процента, а где-то её и вовсе нет. Но при этом помните: это SLI из двух некогда топовых видеокарт, да к тому же еще и в сверхвысоких разрешениях! В FullHD, для одной видеокарты средней руки разницы и вовсе не будет.
Рекомендация №5:Если вы выбираете одну новую видеокарту, к тому же далеко не топовой модели, и вдруг слышите советы о том, что платформу тоже нужно обновить, а то старый интерфейс PCI-e "отрежет" до 10% производительности видеокарты, знайте: задача этого советчика - убедить вас купить ещё и новый центральный процессор с новой материнской платой. Насколько такая покупка будет выгодна лично вам - легко догадаться.
Что вам ДЕЙСТВИТЕЛЬНО важно знать.
С действительно важными для покупки параметрами всё гораздо проще, нежели с мифами и легендами. Чтобы выбрать видеокарту, которая максимально отработает все вложенные в неё деньги и полностью устроит вас по всем параметрам, нужно держать в уме всего четыре аспекта:
Цена.
С одной стороны, задумав купить видеокарту, вы уже знаете, какую сумму готовы потратить. С другой - цена не всегда соответствует производительности. Видеокарта стоимостью 10 000 рублей может выдавать в игре 45 кадров в секунду, но другая карта стоимостью в 8 000 рублей выдаст в той же игре и при тех же настройках 42 кадра. А третья, стоимостью в 12 000 рублей - уже 60 кадров или больше. Можно сэкономить, не потеряв в производительности, или добавить к бюджету не самую большую сумму, но получить совсем иную производительность.
На скриншоте выше самая слабая видеокарта стоит 9900 рублей. Видеокарта быстрее её на 20-30% - стоит 10 300 рублей. Видеокарта быстрее обоих этих вариантов на 40-50% стоит 12 500 рублей. Небольшой разброс по цене, но очень большая разница в играх!
Впрочем, возможны и более интересные ситуации:
На скриншоте выше - три версии одной видеокарты. Самая дешевая из них стоит 18 500 рублей, при этом отличается неплохим кулером, и даже поставила несколько рекордов разгона. Карта посередине стоит 21 000 рублей, при этом по всем параметрам, кроме репутации вендора, катастрофически проигрывает. А разница по цене с самой топовой видеокартой из представленных - всего 1000 рублей.
Рекомендация №6: Не стоит упираться в единственный вариант - всегда могут быть более выгодные альтернативы. Даже если вам кажется, что выбранный вами вариант оптимален по всем параметрам - это может оказаться не так. Поэтому всегда оставляйте себе небольшой финансовый запас для маневров, обязательно следите за скидками и акциями магазина, а также интересуйтесь сроками выхода новинок - они всегда могут дать больше производительности за те же деньги... или просто запустить распродажу видеокарт прежнего поколения.
Кроме того, если у вас есть старая видеокарта - поинтересуйтесь её ценой на вторичном рынке. Она может приятно вас удивить.
Производительность.
За какую бы цену вы ни выбирали видеокарту - она всегда должна выдавать максимум производительности, это даже не нужно аргументировать.
Но не стоит оценивать производительность по отзывами и комментариям в стиле "(название_игры) литаит на ультрах!". Их можно написать про какое угодно устройство. Ваш вариант - прямые сравнительные тестирования, проводимые авторитетными изданиями при участии если не всех, то большинства конкурирующих решений.
На скриншоте выше - пример реального тестирования отдельно взятой видеокарты. Несколько разрешений, множество конкурентов, которые стоят совершенно разных денег. Легко понять, что вы получите, купив ту или иную карту, и стоит ли она своих денег.
Рекомендация №7: Не уделяйте слишком много внимания пользовательским отзывам - как правило, единственное, с чем пользователи могут сравнить свою покупку - это их старая видеокарта, которая априори медленнее новинки. Естественно, это не дает понять, как видеокарта выглядит на фоне прямых конкурентов.
По той же, а также по ряду других причин не стоит смотреть "тесты" видеокарт на youtube и тому подобных сервисах - адекватность методики измерений и достоверность информации вызывают большие подозрения. У крупных профильных ресурсов, тем более зарубежных, есть многолетняя репутация, штат профессиональных авторов и финансовая независимость, не позволяющая компаниям-производителям напрямую влиять на результаты тестирования. Есть ли она у автора видосиков, который за пару недель на youtube обзавелся собственной студией и кучей спонсорского железа? Вот-вот.
Акустический комфорт и эргономика.
Вам придется эксплуатировать видеокарту длительное время, и желательно, чтобы шум от нее не вызывал головные боли после трех часов нахождения за компьютером, а температуры не превращали корпус в жаровню.
Даже несмотря на то, что сегодня и AMD, и Nvidia взяли чёткий курс на повышение энергоэффективности видеокарт, о выборе видеокарты с подходящей системой охлаждения всё равно не стоит забывать. Видеокарты референсного дизайна с кулером типа "турбина" покупать не стоит - пусть современные видеокарты и не так горячи, турбина всё равно не так тиха и эффективна, как кулеры, разработанные вендорами.
На скриншоте выше - температуры референсной и нереференской GeForce GTX 1080 под нагрузкой. "Разлет" всего 10 градусов, однако нужно помнить, что эти карты начинают сбрасывать разгон при достижении 80+ градусов на чипе - а значит, разгон референсной карты будет осложнен.
Впрочем, и гоняться за самыми топовыми версиями видеокарт сегодня тоже не имеет смысла. Даже видеокарты из среднебюджетных линеек, обладающие минимумом претензий (и гораздо более привлекательным ценником) сегодня обеспечивают нужный комфорт и низкие температуры.
На скриншоте выше - сравнение шума референсной GeForce GTX 1060 и её глубоко переработанной вендором версии. Замеры проведены с расстояния в 1 метр от вентиляторов видеокарты при помощи высокоточного шумомера Bruel&Kjaer 2236 при фоновом уровне шума менее 25 децибелл.
Рекомендация №8: Перед покупкой видеокарты следует внимательно изучить обзоры, в которых показана конструкция установленной системы охлаждения и протестирована её эффективность. Здесь также желательно сравнение с конкурентами, однако гораздо более важно подробное изложение методики замеров температур и уровня шума. Последний может измеряться различными приборами и с различного расстояния, а значит, в абсолютном выражении приведенные в тестах цифры не имеют особой ценности: одна и та же видеокарта в разных тестах может выдать под нагрузкой как 36 децибелл, так и все 42... но лишь потому, что в первом случае измерения производились с метра, а во втором - с 50, а то и с 30 сантиметров от видеокарты.
Конечно, восприятие шума у каждого человека индивидуально, но в среднем, если видеокарта выдает с метра что-то между 30 и 40 децибеллами - её можно назвать комфортной для эксплуатации, звук её работы вряд ли будет вас раздражать. 40-45 децибелл - заметно, но терпимо. 45-50 децибелл - лучше всё-таки поискать что-то поприятнее для слуха.
Совместимость с имеющимся железом.
Не стоит опасаться столь претенциозного названия. Аппаратная несовместимость, то есть невозможность работы видеокарты на конкретной материнской плате сегодня - что-то из области фантастики. Несовместимость - это либо нехватка питания для видеокарты, либо невозможность подключить её к имеющемуся блоку питания или монитору, либо просто невозможность установить в корпус слишком длинную видеокарту.
С блоком питания всё просто: тенденция на снижение энергопотребления видеокарт сильно упрощает жизнь владельцам. Даже если вашему блоку уже лет шесть, но он собран по актуальным стандартам, является качественным и выдает заявленную мощность - менять его особого повода нет. Главное - знать реальную мощность, потребляемую видеокартой.
А вот здесь, увы, вновь нельзя обойтись без чтения обзоров. Производители видеокарт предпочитают перестраховаться и указать рекомендуемую мощность блока питания с огромным запасом, чтобы оградить себя от претензий покупателей. Так, например, рекомендуемая мощность БП для GTX 1060 6gb составляет 400 ватт, но сама видеокарта в штатном режиме потребляет около 120 ватт, а в предельном разгоне - 140.
Кроме того, необходимо удостовериться, что на блоке питания присутствует необходимый для дополнительного питания карты разъем: шести- или восьмиконтактный. В случае отсутствия подобного разъема можно использовать переходники.
Стоит отметить, что некоторые видеокарты вообще не требуют дополнительного питания. Чаще всего это не самые производительные решения, хотя ассортимент игровых видеокарт без дополнительных разъемов всё более расширяется.
Видеокарты могут оснащаться следующим набором выводов:
VGA - устаревший интерфейс, передающий только аналоговый сигнал. Был разработан буквально на заре эры персональных компьютеров, фактически пережил всю эволюцию мониторов.
DVI - более актуальный интерфейс. Может существовать в двух видах: DVI-I - комбинированный разъем, способный выводить и цифровой, и аналоговый сигналы. Именно к нему подключается переходник типа DVI-VGA. DVI-D - исключительно цифровой интерфейс, несовместимый с VGA.
HDMI - более современный цифровой интерфейс, способный передавать аудио-сигнал и видео высокой чёткости. Иначе говоря, через этот интерфейс компьютер можно подключить к телевизору и воспроизводить звук через встроенные в него колонки. Может существовать как в полноразмерной, так и в "мелкоформатной" версии mini-HDMI.
DisplayPort - более прогрессивный стандарт по сравнению с HDMI, но и менее распространенный.
Что касается габаритов видеокарты - здесь всё очевидно. Если видеокарта слишком длинна, чтобы поместиться в ваш корпус - она в нём не поместится без соответствующих доработок. Поэтому перед покупкой лучше измерить расстояние от его задней стенки до корзины с жёсткими дисками и сопоставить с длиной видеокарты.
Рекомендация №9: Убедитесь, что вашего блока питания достаточно для нормального функционирования системы с новой видеокартой. Проверьте наличие необходимых разъемов на блоке питания и мониторе, и сопоставьте габариты видеокарты с размерами корпуса. Это очень просто и не займёт много времени, однако позволит выбрать видеокарту, которая не заставит вас менять корпус, монитор или блок питания.