Русская балерина и авантюристка, подруга миллионера, претендентка на роль самой могущественной женщины на планете, Зоя Монроз – очень яркий персонаж романа Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина».
В романе описаны интересные драгоценности, которые носила эта неординарная дама, а вот в обеих экранизациях книги режиссеры прошли мимо деталей. Но можно примерно представить, что это были за украшения.
Кроме упоминания «обычных» бриллиантов и «огромных жемчужин», у Зои были две вещи, которые участвовали в ходе событий.
Во-первых, это высокотехнологичное украшение, с помощью которого Зоя, охотившаяся в начале романа на «химического короля» и миллионера, создавала себе имидж женщины, увлеченной химией.
«В прессе появились заметки о приезде в Нью-Йорк самой умной, самой красивой в Европе женщины, которая соединяет профессию балерины с увлечением самой модной наукой - химией и даже, вместо банальных бриллиантов, носит ожерелье из хрустальных шариков, наполненных светящимся газом. Эти шарики подействовали на воображение американцев.»
Конечно, светящийся в шариках газ – фантазийный. Хотя, может быть, Толстой так описал только-только появившиеся в 1920-х годах неоновые лампы, запатентованные в 1915-м году – не разобравшись, что для их свечения нужно электричество?
Про вред радиоактивности Толстой знал точно, так что радиоактивные элементы он никак не мог поместить на шею главной героини. Значит, просто фантазия писателя, призванная поразить воображение и читателей тоже.
Второе важное украшение Зои – «женская черепаховая шпилька с пятью крупными бриллиантами», которую она теряет на месте преступления, и которая выдает Зою с головой.
В 1920-х, и вообще в начале 20-го века такие шпильки и гребни были на пике моды. Причем мода на длину волос именно в эти годы претерпела драматические перемены, а украшения для волос сохранили свою притягательность.
Сначала, когда дамы еще носили длинные волосы и сложные прически, это были обязательные элементы укладки. А в двадцатых, когда стали носить короткие стрижки, декорированные гребешки и шпильки носили просто как украшения, часто крепя их на ободке или шнурке, повязанном вокруг головы.
Или Зоя могла носить что-то еще более модерновое и изящное, как украшения от Рене Лалик или Люсьена Гайара.
А в кино показали только не описанные в книге золотистые бусы – видимо, что нашлось у костюмеров. Для «божественной Зои», повелительницы мира, мелковато, наверное?
Еще по теме:
Как на самом деле должна была выглядеть Зоя Монроз из «Гиперболоида Гарина»