Здравствуйте, дорогие друзья!
Сегодня в нашем обзоре про виниловые издания поговорим о музыканте, которого уже давным-давно нет на белом свете, но, как говорится, о мертвых либо хорошо, либо ничего, кроме правды, - итак, Томас Ричард Болин, или просто Томми. На мой взгляд, талантливый гитарист, не успевший раскрыть свой талант в полном объеме по причине скоропостижной кончины от вредных привычек, и разделившего пантеон рано ушедших талантов вместе с Джими Хендриксом, Полом Коссоффом, Рэнди Роадсом (двое последних умерли в 25 лет) и другими музыкантами. Томми Болина также не стало в 25 лет - вообще не возраст для человека, между тем, добрую половину жизни он провел в руках со своим любимым инструментом...
Музыкальная карьера гитариста началась еще в тринадцатилетнем возрасте, в 1964 году, первыми группами, где он оттачивал свое мастерство, были местечковые The Miserlous, Denny and The Triumphs (позже - A Patch Of Blue) и American Standard. Но первым успехом, под которым в мире музыки понимается заключение контракта со звукозаписывающей компанией, было участие в американской блюз-роковой команде под смешным названием Zephyr. Команда образовалась в 1967 году первоначально под названием "Ethereal Zephyr", в честь названия поезда, курсировавшего между городами Денвер и Чикаго (США), но затем было сокращено.
Болин принял участие в записи первых двух альбомов - дебютного Zephyr (1969), где был соавтором пяти композиций из девяти, и Going Back To Colorado (1971), где был соавтором трех композиций и две сочинил полностью сам. Первый альбом вышел преимущественно в США на подлейбле Probe, принадлежавшему ABC Records, где отличительной особенностью от изданий Англии, Канады и Перу был разворот (у перечисленных стран издания разворота не содержали и отличались фотографией на задней стороне конверта, взятой со штатовского разворота). В Австралии альбом вышел на лейбле Stateside также без разворота и полностью с другой обложкой (каталожный номер Stateside – SOSL 10080). Впоследствии пластинка выдержала несколько переизданий, в том числе в Италии в 1970 году и в Англии в 1989 году (на лейбле BGO Records, в обоих вариантах альбом вышел с разворотом), в США переиздания вышли в 2013-2014 годах с оригинальным разворотом и черно-белой вкладкой, содержащей с одной стороны фотографии коллектива.
На втором альбоме музыканты сменили Probe на более перспективный лейбл Warner Bros. Records, но альбом опять вышел преимущественно в США, среди других стран встречаются Германия и Канада. Издания не раскрывались, ничем не комплектовались. Причины, по которой Болин решил оставить команду, не совсем известны (хотя в будущем он сотрудничал с четой Гивенс в другом проекте), но предположу, что есть две причины: первая - Болин хотел самостоятельности как музыкант, вторая - он хотел двигаться в другом направлении. Возможно, была совершенно иная причина - желание просто играть на гитаре и не думать лишнего, живем то один раз...
Так или иначе, в 1972 году Болин сформировал свой первый проект под названием Energy, однако ввиду отсутствия подписанных контрактов с каким-либо лейблом команда не смогла выпустить альбом при значительном количестве сочиненного материала, что, впрочем, не помешало Болину в дальнейшем заимствовать оттуда идеи.
В 1973 году Болин был приглашен в рок группу The James Gang на место лидер гитариста (по наводке экс-гитариста Джо Уолша, ушедшего в Eagles). В составе этой команды Болин поучаствовал в записи также двух альбомов - Bang (вышел в сентябре 1973 года), где он был соавтором восьми песен из девяти, включая одну сочиненную самостоятельно, и Miami (вышел в июле 1974 года), где он был соавтором 7 композиций и 2 сочинил самостоятельно. Здесь нужно отметить, что упоминаемый среди авторов композиций Джефф Кук был вокалистом из проекта Energy, что говорит о выше упоминаемом заимствовании наработанного материала (фамилия кука еще не раз будет встречаться среди соавторов песен Болина).
Оба альбома вышли в американских странах (США, Канада) на лейбле ATCO Records, в Европе, Японии, Новой Зеландии - на лейбле Atlantic (ATCO Records являлся сублейблом Atlantic). Издания не раскрывались, однако в случае с альбомом Bang штатовские издания содержали информационную вкладку лейбла, а альбом Miami комплектовался вкладкой на американских, японских (традиционная 4-х страничная вкладка с текстом на японском и английском языках) и европейских изданиях. При этом обращает на себя внимание, что во Франции альбом вышел на ATCO Records (см. здесь), и, как и греческое издание, отличался рисунком на задней стороне конверта (см. здесь). Альбом Bang был переиздан в 2019 году в Англии на лейбле BGO Records.
Нужно отметить, что любя свое мастерство - игру на гитаре - Болин всячески старался расширить свой творческий арсенал. Может быть поэтому он долго не задерживался в коллективах. Это утверждение находит свое подтверждение участием Болина в записи двух интересных альбомов в таком направлении как фанк и джа-фьюжн-рок - Spectrum Билли Кобхэма (Billy Cobham) и Mind Transplant Альфонса Музона (Alphonse Mouzon).
Билли Кобхэм был ударником в первом составе прогрессивной команды Mahavishnu Orchestra, основанной небезызвестным Джоном Маклафлином, исполнявшей джаз-фьюжн и прог. В 1973 году занялся сольной карьерой, и для записи дебютного альбома Spectrum, вышедшего 1 октября 1973 года, среди гитаристов был приглашен молодой и перспективный Болин, с которым Кобхэм был знаком со времен Zephyr. Болин же этим временем был участником The James Gang, что не помешало ему участвовать в другом направлении. Spectrum записывался в студии покойного уже как три года Джимми Хендрикса - Electric Lady Studios. Видимо, подходящая аура позволила Кобхэму снискать успех после выхода пластинки на лейбле Atlantic во всех ведущих странах (США, Канада, Япония, Европа). Болин принял участие в записи таких композиций как "Quadrant 4" (которая, кстати, очень понравилась Дэвиду Ковердэйлу), "Searching For The Right Door", "Anxiety / Taurian Matador", "Stratus", "To The Women In My Life", "Snoopy's Search / Red Baron", т.е. фактически на всем альбоме. Музыкальными критиками материал был отнесен к эталону направления джаз-фьюжн. Используемые Болином звуковые эффекты типа Echoplex как нельзя кстати пришлись для данного стиля.
Вместе с тем, признанный чуть ли не гениальным альбомом, но оставшийся на втором плане материал другого барабанщика, работающего в направлении джаз-фьюжн - Альфонса Музона - Mind Transplant, также оставил часть "болинского" наследия в данном направлении. Настоятельно рекомендую этот альбом поклонникам стиля, потому что можно справедливо окрестить данную работу как "одну из" самых сильных среди фанк/фьюжн-рок того времени. Слушая внимательно игру Болина, вспоминаются различные "навороты", которые подарил миру Джими Хендрикс на своем дебютном альбоме Are You Experienced (1967).
Альбом был выпущен в 1975 году специализирующимся на джазе лейблом Blue Note преимущественно в США, хотя пластинка вышла также в Германии, Испании, Аргентине и Бразилии. Издания были просты в оформлении, не раскрывались и ничем не комплектовались. В 1993 году в треклист английского CD-издания была включена 20-минутная композиция "The Real Thing", представляющая собой студийный "джем-сейшен" (импровизацию), где Болин почувствовал вкус времени, точнее отсутствие времени как такового. Моя оценка альбому - заслуженные 10 баллов из 10.
1975 год стал знаковым для музыкальной карьеры Болина. Вслед за участием в проектах афроамериканских товарищей гитарист сосредоточился на выпуске своего сольного альбома, однако, по стечению обстоятельств, записал соло-партии для дебютного альбома перспективной канадской хард-роковой команды Moxy. Дело в том, что во время записи дебютника у музыкантов Moxy произошли разногласия, а записывающийся по соседству в студии Болин был впечатлен музыкой канадцев и с удовольствием решил поучаствовать в студийной записи, в результате соло-партии Болина звучат на 6 из 8 композиций одноименного альбома.
Альбом был выпущен изначально в Канаде и Японии на лейбле Polydor, но затем права на выпуск были выкуплены лейблом Mercury, вследствие чего пластинка была выпущена на территории США и пользовалась там некоторым успехом.
Следующей остановкой для неугомонного музыканта стала группа Deep Purple. Надо отметить, что Болина как музыкальную личность знают по большей части именно из-за участия в этой культовой хард-рок команде, в составе так называемого Mk. IV (Ковердэйл -Лорд-Пэйс-Хьюз-Болин). После того, как Ричи Блэкмор громко хлопнул дверью в 1975 году и ушел основывать Rainbow, возникла срочная необходимость в гитаристе, в противном случае группа бы просто прекратила существование (хм, получается, что именно фигура Блэкмора была в группе центральной?). Ковердэйл обратил внимание на Болина, лихо исполняющего гитарные партии на "Quadrant 4" с альбома Билли Кобхэма, и пригласил его на прослушивание. Парень лицом в грязь не ударил и был моментально утвержден в состав. Так, его имя было навечно вписано в создание альбома Come Taste the Band, вышедшего в октябре 1975 года.
Альбом кардинально отличался по гитарному звучанию от блэкморовского, с учетом того, что Болин, как это видно из описания выше, любил экспериментировать с джаз-фьюжн. Тем не менее, Болин был соавтором почти всех композиций на альбоме, даже вокалировал в песнях "Comin' Home" и "Dealer". Даже партии бас-гитары для студии на композиции "Comin' Home" также исполнил он вместо Гленна Хьюза. В любом случае, как отмечают чарты, данная работа хоть и была менее выразительной по сравнению с предыдущими работами (с участием Блэкмора), но количество изданий, вышедших во всех странах, включая Гватемалу, Чехословакию, Мозамбик (!), Уругвай, Чили, Бразилию, не говоря уже про ведущие страны европейского региона и североамериканского континента, а также Японию) было велико, и альбом принес свои гульдены в кошельки заинтересованных сторон.
Ведущим лейблом в Европе и ряде стран "третьего мира" был Purple Records, в США, Канаде и Японии альбомы был выпущен Warner Bros. Records. Среди других лейблов, выпустивших альбом по лицензии Purple Records, были EMI и Harvest, мелькал даже Bronze. Практически все издания раскрывались и комплектовались вкладкой с текстами песен, единственное, вкладка различалась цветовой гаммой - преимущественно в ведущих странах она содержала текст и рисунки пурпурного цвета на белом фоне, в других странах вкладка была черно-белой. Английские и скандинавские вкладки были выпущены с отрезанными углами. В 2010 году в честь 35-летия с момента выхода альбома в Европе была выпущена ремастированная версия альбома на двойном виниле, содержащая на второй пластинке идентичный треклист с оригинального альбома с ремиксами, это же издание комплектовалось двумя красочными вкладками.
Самым веселым изданием была "супрафоновская" чехословацкая версия 1978 года под названием "Окутнавка" (Ochutnávka), что в переводе на английский означает "Tasting" (см. здесь). Издание не раскрывалось, но комплектовалось смешным полуплакатом с "мультяшным" изображением надгрызенной груши. Ленинградские (на то время) меломаны, помню, жестко "стебали" этот релиз ))
В поддержку альбома группа отправилась в мировое турне, итогом которого для поклонников и любителей винила стал выход ряда концертных альбомов, а именно: Last Concert In Japan (запись от 15.12.1975 в Будокане, Токио), вышедшего впервые в 1977 году на лейблах Purple Records, Warner Bros. Records и EMI (последнее переиздание - 10 января 2020 года в США), King Biscuit Flower Hour Presents: Deep Purple In Concert (запись 27 февраля 1976 года в Лонг-Бич, Калифорния, США), вышедшего впервые только в 1995 году в CD-версии и на тройном виниле под названием Long Beach 1976 (29 апреля 2016 года в Германии на лейбле Ear Music). Также в 2011 году в Германии вышла видео-версия концерта 15 декабря 1975 года в Будокане, под названием Phoenix Rising. Релиз представлял собой CD/DVD с отреставрированной версией концерта Rises Over Japan, выпущенноuj изначально в 1985 году, и документальным фильмом про историю группы периода Mk. III - Mk. IV. По этому случаю Германия выпустила издание на двойном виниле, которое комплектовалось двумя вкладками и одним DVD-диском с концертом. Треклист состоял из композиций, взятых с концертов This Time Around: Live in Tokyo (2001) и King Biscuit Flower Hour Presents: Deep Purple In Concert.
Через месяц после выхода Come Taste the Band, в ноябре 1975 года, наконец-то состоялcя долгожданный для Болина выход его первого сольного альбома под названием Teaser. Основным лейблом был Nemperor Records, издания на Atlantic выходили по лицензии. Альбом не раскрывался и ничем не комплектовался, но при этом на первых изданиях лейбла Nemperor Records "пятаки" были бордового и темно-синего цветов (по одному цвету на сторону), которые переливались тонами под наклоном, на более поздних изданиях "пятаки" были просто темных тонов. Треклист представлял собой композиции различных лет, в записи приняли участие его товарищи из проекта Energy, а также барабанщик Genesis Филл Коллинз, чешский пианист Ян Хаммер и барабанщик Майкл Уолден (оба из The Mahavishnu Orchestra), а также его младший брат Джонни Болин и Гленн Хьюз (основной вокал на композиции "Dreamer"). Здесь же Болин впервые был лидирующим вокалистом на большинстве композиций.
К сорокалетию с момента выхода альбома в 2015 году Германия на лейбле UDR выпустила лимитированное издание в формате "бокс-сета", состоящее из трех пластинок, двух CD и 12-страничного широкоформатного буклета с цветными фотографиями.
С учетом того, что материал записывался одновременно с альбомом Deep Purple, по условиям контракта Болин не смог отправиться в тур в поддержку сольника, что его весьма расстроило. В совокупности с такими факторами, как баловство запрещенными веществами и холодное отношение публики к личности Болина на концертах, привело к закономерному итогу - Томми покинул в 1976 году Deep Purple и сформировал очередной проект Tommy Bolin Band, куда вошли все те же лица из Energy и The Mahavishnu Orchestra. Музыканты приняли участие в записи второго сольного альбома, вышедшего в сентябре 1976 года под названием Private Eyes.
В этот раз выпускающим лейблом стала Columbia, на которой пластинка вышла только в США и Канаде, а выпуск в остальных странах Европы, Австралии, Новой Зеландии и Бразилии состоялся на лейбле CBS. Издания также не раскрывались, но комплектовались вкладкой с фотоколлажем Болина на одной из сторон, при этом в большинстве своем вкладки содержали текст и иероглифы красного цвета, хотя встречаются издания с полностью черно-белой вкладкой (к примеру, см. здесь). Последний виниловый релиз состоялся в Германии в 2017 году.
В поддержку второго альбома был организован успешный тур, однако 4 декабря 1976 года сердце Томми Болина остановилось и музыкальный мир лишился очередного виртуоза...
Что ж, хоть карьера у Томми была пусть и непродолжительная, но, согласитесь, насыщенная. Главное, музыкант сочинял разноплановую музыку - от классического хард-рока с медленными соляками до экстравагантных фанк\соул\фьюжна. За менее чем 10 лет он успел поиграть в трех группах и посотрудничать с десятком композиторов (о многих в этой статье даже не упоминалось). Естественно, как это принято в мире музыки, после смерти Болина вышла целая тьма всевозможных сборников с его ранними неизданными песнями и различными концертами, в том числе и на виниле. Но я в своей коллекции держу единственный сборник под названием The Ultimate..., вышедшего в США и Германии в 1989 году на лейбле Geffen Records в формате "бокс-сета".
В комплект входили 3 пластинки, упакованные каждая во внутренние черные пакеты с антистатиком и широкоформатная книга на 20 страниц с текстом и фотографиями. Сборник представлял собой треклист из композиций групп и сольных альбомов исполнителей, где Болин принимал участие. Сборник также упоминался нами в статье "Виниловые издания с интересной комплектацией, часть 3".
На этом все на сегодня. Пишите в комментариях, что вы думаете о Томми Болине как о гитаристе.
Всем удачи в делах, берегите себя и своих близких. До скорых встреч.
Если вам понравилась статья, подписывайтесь на наш канал на Дзене, оставляйте комментарии, делитесь публикациями в соцсетях.
-------------------
Автор статьи – Председатель Общества Коллекционеров Санкт-Петербурга Страхов Александр.