Найти в Дзене

Рок-Сундук: Томми Болин на виниле. От "зефира" до "пурпурных".

Томми Болтин (фото взято отсюда: https://ic.pics.livejournal.com/utvamu/65258631/208714/208714_600.jpg)
Томми Болтин (фото взято отсюда: https://ic.pics.livejournal.com/utvamu/65258631/208714/208714_600.jpg)

Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня в нашем обзоре про виниловые издания поговорим о музыканте, которого уже давным-давно нет на белом свете, но, как говорится, о мертвых либо хорошо, либо ничего, кроме правды, - итак, Томас Ричард Болин, или просто Томми. На мой взгляд, талантливый гитарист, не успевший раскрыть свой талант в полном объеме по причине скоропостижной кончины от вредных привычек, и разделившего пантеон рано ушедших талантов вместе с Джими Хендриксом, Полом Коссоффом, Рэнди Роадсом (двое последних умерли в 25 лет) и другими музыкантами. Томми Болина также не стало в 25 лет - вообще не возраст для человека, между тем, добрую половину жизни он провел в руках со своим любимым инструментом...

группа Zephyr, слева направо: Робби Чемберлен, Дэвид Гивенс, Кэнди Гивенс (супруга Дэвида), Джон Фэрис, Томми Болин (источник фото: https://www.discogs.com/artist/641152-Zephyr-2)
группа Zephyr, слева направо: Робби Чемберлен, Дэвид Гивенс, Кэнди Гивенс (супруга Дэвида), Джон Фэрис, Томми Болин (источник фото: https://www.discogs.com/artist/641152-Zephyr-2)

Музыкальная карьера гитариста началась еще в тринадцатилетнем возрасте, в 1964 году, первыми группами, где он оттачивал свое мастерство, были местечковые The Miserlous, Denny and The Triumphs (позже - A Patch Of Blue) и American Standard. Но первым успехом, под которым в мире музыки понимается заключение контракта со звукозаписывающей компанией, было участие в американской блюз-роковой команде под смешным названием Zephyr. Команда образовалась в 1967 году первоначально под названием "Ethereal Zephyr", в честь названия поезда, курсировавшего между городами Денвер и Чикаго (США), но затем было сокращено.

Болин принял участие в записи первых двух альбомов - дебютного Zephyr (1969), где был соавтором пяти композиций из девяти, и Going Back To Colorado (1971), где был соавтором трех композиций и две сочинил полностью сам. Первый альбом вышел преимущественно в США на подлейбле Probe, принадлежавшему ABC Records, где отличительной особенностью от изданий Англии, Канады и Перу был разворот (у перечисленных стран издания разворота не содержали и отличались фотографией на задней стороне конверта, взятой со штатовского разворота). В Австралии альбом вышел на лейбле Stateside также без разворота и полностью с другой обложкой (каталожный номер Stateside – SOSL 10080). Впоследствии пластинка выдержала несколько переизданий, в том числе в Италии в 1970 году и в Англии в 1989 году (на лейбле BGO Records, в обоих вариантах альбом вышел с разворотом), в США переиздания вышли в 2013-2014 годах с оригинальным разворотом и черно-белой вкладкой, содержащей с одной стороны фотографии коллектива.

На втором альбоме музыканты сменили Probe на более перспективный лейбл Warner Bros. Records, но альбом опять вышел преимущественно в США, среди других стран встречаются Германия и Канада. Издания не раскрывались, ничем не комплектовались. Причины, по которой Болин решил оставить команду, не совсем известны (хотя в будущем он сотрудничал с четой Гивенс в другом проекте), но предположу, что есть две причины: первая - Болин хотел самостоятельности как музыкант, вторая - он хотел двигаться в другом направлении. Возможно, была совершенно иная причина - желание просто играть на гитаре и не думать лишнего, живем то один раз...

Так или иначе, в 1972 году Болин сформировал свой первый проект под названием Energy, однако ввиду отсутствия подписанных контрактов с каким-либо лейблом команда не смогла выпустить альбом при значительном количестве сочиненного материала, что, впрочем, не помешало Болину в дальнейшем заимствовать оттуда идеи.

на одном из концертов группы The James Gang, слева направо: Дэйл Петерс, Рой Кеннер, Томми Болин, на ударных - Джим Фокс (ссылка на фото: https://i.pinimg.com/originals/3a/a0/39/3aa0391b0ffd66fdfaac1cab44c5eff4.jpg)
на одном из концертов группы The James Gang, слева направо: Дэйл Петерс, Рой Кеннер, Томми Болин, на ударных - Джим Фокс (ссылка на фото: https://i.pinimg.com/originals/3a/a0/39/3aa0391b0ffd66fdfaac1cab44c5eff4.jpg)

В 1973 году Болин был приглашен в рок группу The James Gang на место лидер гитариста (по наводке экс-гитариста Джо Уолша, ушедшего в Eagles). В составе этой команды Болин поучаствовал в записи также двух альбомов - Bang (вышел в сентябре 1973 года), где он был соавтором восьми песен из девяти, включая одну сочиненную самостоятельно, и Miami (вышел в июле 1974 года), где он был соавтором 7 композиций и 2 сочинил самостоятельно. Здесь нужно отметить, что упоминаемый среди авторов композиций Джефф Кук был вокалистом из проекта Energy, что говорит о выше упоминаемом заимствовании наработанного материала (фамилия кука еще не раз будет встречаться среди соавторов песен Болина).

Оба альбома вышли в американских странах (США, Канада) на лейбле ATCO Records, в Европе, Японии, Новой Зеландии - на лейбле Atlantic (ATCO Records являлся сублейблом Atlantic). Издания не раскрывались, однако в случае с альбомом Bang штатовские издания содержали информационную вкладку лейбла, а альбом Miami комплектовался вкладкой на американских, японских (традиционная 4-х страничная вкладка с текстом на японском и английском языках) и европейских изданиях. При этом обращает на себя внимание, что во Франции альбом вышел на ATCO Records (см. здесь), и, как и греческое издание, отличался рисунком на задней стороне конверта (см. здесь). Альбом Bang был переиздан в 2019 году в Англии на лейбле BGO Records.

Нужно отметить, что любя свое мастерство - игру на гитаре - Болин всячески старался расширить свой творческий арсенал. Может быть поэтому он долго не задерживался в коллективах. Это утверждение находит свое подтверждение участием Болина в записи двух интересных альбомов в таком направлении как фанк и джа-фьюжн-рок - Spectrum Билли Кобхэма (Billy Cobham) и Mind Transplant Альфонса Музона (Alphonse Mouzon).

Билли Кобхэм был ударником в первом составе прогрессивной команды Mahavishnu Orchestra, основанной небезызвестным Джоном Маклафлином, исполнявшей джаз-фьюжн и прог. В 1973 году занялся сольной карьерой, и для записи дебютного альбома Spectrum, вышедшего 1 октября 1973 года, среди гитаристов был приглашен молодой и перспективный Болин, с которым Кобхэм был знаком со времен Zephyr. Болин же этим временем был участником The James Gang, что не помешало ему участвовать в другом направлении. Spectrum записывался в студии покойного уже как три года Джимми Хендрикса - Electric Lady Studios. Видимо, подходящая аура позволила Кобхэму снискать успех после выхода пластинки на лейбле Atlantic во всех ведущих странах (США, Канада, Япония, Европа). Болин принял участие в записи таких композиций как "Quadrant 4" (которая, кстати, очень понравилась Дэвиду Ковердэйлу), "Searching For The Right Door", "Anxiety / Taurian Matador", "Stratus", "To The Women In My Life", "Snoopy's Search / Red Baron", т.е. фактически на всем альбоме. Музыкальными критиками материал был отнесен к эталону направления джаз-фьюжн. Используемые Болином звуковые эффекты типа Echoplex как нельзя кстати пришлись для данного стиля.

Вместе с тем, признанный чуть ли не гениальным альбомом, но оставшийся на втором плане материал другого барабанщика, работающего в направлении джаз-фьюжн - Альфонса Музона - Mind Transplant, также оставил часть "болинского" наследия в данном направлении. Настоятельно рекомендую этот альбом поклонникам стиля, потому что можно справедливо окрестить данную работу как "одну из" самых сильных среди фанк/фьюжн-рок того времени. Слушая внимательно игру Болина, вспоминаются различные "навороты", которые подарил миру Джими Хендрикс на своем дебютном альбоме Are You Experienced (1967).

Альбом был выпущен в 1975 году специализирующимся на джазе лейблом Blue Note преимущественно в США, хотя пластинка вышла также в Германии, Испании, Аргентине и Бразилии. Издания были просты в оформлении, не раскрывались и ничем не комплектовались. В 1993 году в треклист английского CD-издания была включена 20-минутная композиция "The Real Thing", представляющая собой студийный "джем-сейшен" (импровизацию), где Болин почувствовал вкус времени, точнее отсутствие времени как такового. Моя оценка альбому - заслуженные 10 баллов из 10.

1975 год стал знаковым для музыкальной карьеры Болина. Вслед за участием в проектах афроамериканских товарищей гитарист сосредоточился на выпуске своего сольного альбома, однако, по стечению обстоятельств, записал соло-партии для дебютного альбома перспективной канадской хард-роковой команды Moxy. Дело в том, что во время записи дебютника у музыкантов Moxy произошли разногласия, а записывающийся по соседству в студии Болин был впечатлен музыкой канадцев и с удовольствием решил поучаствовать в студийной записи, в результате соло-партии Болина звучат на 6 из 8 композиций одноименного альбома.

Альбом был выпущен изначально в Канаде и Японии на лейбле Polydor, но затем права на выпуск были выкуплены лейблом Mercury, вследствие чего пластинка была выпущена на территории США и пользовалась там некоторым успехом.

состав группы Deep Purple, Mk. IV, слева направо: Гленн Хьюз, Ян Пэйс, Джон Лорд, Томми Болин, Дэвид Ковердэйл (источник фото: https://24.media.tumblr.com/tumblr_md19osEkQn1qlvmd1o1_1280.jpg?.jpg=null)
состав группы Deep Purple, Mk. IV, слева направо: Гленн Хьюз, Ян Пэйс, Джон Лорд, Томми Болин, Дэвид Ковердэйл (источник фото: https://24.media.tumblr.com/tumblr_md19osEkQn1qlvmd1o1_1280.jpg?.jpg=null)

Следующей остановкой для неугомонного музыканта стала группа Deep Purple. Надо отметить, что Болина как музыкальную личность знают по большей части именно из-за участия в этой культовой хард-рок команде, в составе так называемого Mk. IV (Ковердэйл -Лорд-Пэйс-Хьюз-Болин). После того, как Ричи Блэкмор громко хлопнул дверью в 1975 году и ушел основывать Rainbow, возникла срочная необходимость в гитаристе, в противном случае группа бы просто прекратила существование (хм, получается, что именно фигура Блэкмора была в группе центральной?). Ковердэйл обратил внимание на Болина, лихо исполняющего гитарные партии на "Quadrant 4" с альбома Билли Кобхэма, и пригласил его на прослушивание. Парень лицом в грязь не ударил и был моментально утвержден в состав. Так, его имя было навечно вписано в создание альбома Come Taste the Band, вышедшего в октябре 1975 года.

Альбом кардинально отличался по гитарному звучанию от блэкморовского, с учетом того, что Болин, как это видно из описания выше, любил экспериментировать с джаз-фьюжн. Тем не менее, Болин был соавтором почти всех композиций на альбоме, даже вокалировал в песнях "Comin' Home" и "Dealer". Даже партии бас-гитары для студии на композиции "Comin' Home" также исполнил он вместо Гленна Хьюза. В любом случае, как отмечают чарты, данная работа хоть и была менее выразительной по сравнению с предыдущими работами (с участием Блэкмора), но количество изданий, вышедших во всех странах, включая Гватемалу, Чехословакию, Мозамбик (!), Уругвай, Чили, Бразилию, не говоря уже про ведущие страны европейского региона и североамериканского континента, а также Японию) было велико, и альбом принес свои гульдены в кошельки заинтересованных сторон.

Ведущим лейблом в Европе и ряде стран "третьего мира" был Purple Records, в США, Канаде и Японии альбомы был выпущен Warner Bros. Records. Среди других лейблов, выпустивших альбом по лицензии Purple Records, были EMI и Harvest, мелькал даже Bronze. Практически все издания раскрывались и комплектовались вкладкой с текстами песен, единственное, вкладка различалась цветовой гаммой - преимущественно в ведущих странах она содержала текст и рисунки пурпурного цвета на белом фоне, в других странах вкладка была черно-белой. Английские и скандинавские вкладки были выпущены с отрезанными углами. В 2010 году в честь 35-летия с момента выхода альбома в Европе была выпущена ремастированная версия альбома на двойном виниле, содержащая на второй пластинке идентичный треклист с оригинального альбома с ремиксами, это же издание комплектовалось двумя красочными вкладками.

Самым веселым изданием была "супрафоновская" чехословацкая версия 1978 года под названием "Окутнавка" (Ochutnávka), что в переводе на английский означает "Tasting" (см. здесь). Издание не раскрывалось, но комплектовалось смешным полуплакатом с "мультяшным" изображением надгрызенной груши. Ленинградские (на то время) меломаны, помню, жестко "стебали" этот релиз ))

немецкая перепечатка 1978 года концерта Last Concert In Japan
немецкая перепечатка 1978 года концерта Last Concert In Japan

В поддержку альбома группа отправилась в мировое турне, итогом которого для поклонников и любителей винила стал выход ряда концертных альбомов, а именно: Last Concert In Japan (запись от 15.12.1975 в Будокане, Токио), вышедшего впервые в 1977 году на лейблах Purple Records, Warner Bros. Records и EMI (последнее переиздание - 10 января 2020 года в США), King Biscuit Flower Hour Presents: Deep Purple In Concert (запись 27 февраля 1976 года в Лонг-Бич, Калифорния, США), вышедшего впервые только в 1995 году в CD-версии и на тройном виниле под названием Long Beach 1976 (29 апреля 2016 года в Германии на лейбле Ear Music). Также в 2011 году в Германии вышла видео-версия концерта 15 декабря 1975 года в Будокане, под названием Phoenix Rising. Релиз представлял собой CD/DVD с отреставрированной версией концерта Rises Over Japan, выпущенноuj изначально в 1985 году, и документальным фильмом про историю группы периода Mk. III - Mk. IV. По этому случаю Германия выпустила издание на двойном виниле, которое комплектовалось двумя вкладками и одним DVD-диском с концертом. Треклист состоял из композиций, взятых с концертов This Time Around: Live in Tokyo (2001) и King Biscuit Flower Hour Presents: Deep Purple In Concert.

Через месяц после выхода Come Taste the Band, в ноябре 1975 года, наконец-то состоялcя долгожданный для Болина выход его первого сольного альбома под названием Teaser. Основным лейблом был Nemperor Records, издания на Atlantic выходили по лицензии. Альбом не раскрывался и ничем не комплектовался, но при этом на первых изданиях лейбла Nemperor Records "пятаки" были бордового и темно-синего цветов (по одному цвету на сторону), которые переливались тонами под наклоном, на более поздних изданиях "пятаки" были просто темных тонов. Треклист представлял собой композиции различных лет, в записи приняли участие его товарищи из проекта Energy, а также барабанщик Genesis Филл Коллинз, чешский пианист Ян Хаммер и барабанщик Майкл Уолден (оба из The Mahavishnu Orchestra), а также его младший брат Джонни Болин и Гленн Хьюз (основной вокал на композиции "Dreamer"). Здесь же Болин впервые был лидирующим вокалистом на большинстве композиций.

лимитированное немецкое издание альбома Teaser (2015 год) (скриншот сделан с видео презентации издания, см. по ссылке: https://www.youtube.com/watch?time_continue=3&v=CL2dWh4YVfI&feature=emb_title)
лимитированное немецкое издание альбома Teaser (2015 год) (скриншот сделан с видео презентации издания, см. по ссылке: https://www.youtube.com/watch?time_continue=3&v=CL2dWh4YVfI&feature=emb_title)

К сорокалетию с момента выхода альбома в 2015 году Германия на лейбле UDR выпустила лимитированное издание в формате "бокс-сета", состоящее из трех пластинок, двух CD и 12-страничного широкоформатного буклета с цветными фотографиями.

С учетом того, что материал записывался одновременно с альбомом Deep Purple, по условиям контракта Болин не смог отправиться в тур в поддержку сольника, что его весьма расстроило. В совокупности с такими факторами, как баловство запрещенными веществами и холодное отношение публики к личности Болина на концертах, привело к закономерному итогу - Томми покинул в 1976 году Deep Purple и сформировал очередной проект Tommy Bolin Band, куда вошли все те же лица из Energy и The Mahavishnu Orchestra. Музыканты приняли участие в записи второго сольного альбома, вышедшего в сентябре 1976 года под названием Private Eyes.

В этот раз выпускающим лейблом стала Columbia, на которой пластинка вышла только в США и Канаде, а выпуск в остальных странах Европы, Австралии, Новой Зеландии и Бразилии состоялся на лейбле CBS. Издания также не раскрывались, но комплектовались вкладкой с фотоколлажем Болина на одной из сторон, при этом в большинстве своем вкладки содержали текст и иероглифы красного цвета, хотя встречаются издания с полностью черно-белой вкладкой (к примеру, см. здесь). Последний виниловый релиз состоялся в Германии в 2017 году.

В поддержку второго альбома был организован успешный тур, однако 4 декабря 1976 года сердце Томми Болина остановилось и музыкальный мир лишился очередного виртуоза...

Что ж, хоть карьера у Томми была пусть и непродолжительная, но, согласитесь, насыщенная. Главное, музыкант сочинял разноплановую музыку - от классического хард-рока с медленными соляками до экстравагантных фанк\соул\фьюжна. За менее чем 10 лет он успел поиграть в трех группах и посотрудничать с десятком композиторов (о многих в этой статье даже не упоминалось). Естественно, как это принято в мире музыки, после смерти Болина вышла целая тьма всевозможных сборников с его ранними неизданными песнями и различными концертами, в том числе и на виниле. Но я в своей коллекции держу единственный сборник под названием The Ultimate..., вышедшего в США и Германии в 1989 году на лейбле Geffen Records в формате "бокс-сета".

В комплект входили 3 пластинки, упакованные каждая во внутренние черные пакеты с антистатиком и широкоформатная книга на 20 страниц с текстом и фотографиями. Сборник представлял собой треклист из композиций групп и сольных альбомов исполнителей, где Болин принимал участие. Сборник также упоминался нами в статье "Виниловые издания с интересной комплектацией, часть 3".

На этом все на сегодня. Пишите в комментариях, что вы думаете о Томми Болине как о гитаристе.

Всем удачи в делах, берегите себя и своих близких. До скорых встреч.

Если вам понравилась статья, подписывайтесь на наш канал на Дзене, оставляйте комментарии, делитесь публикациями в соцсетях.

-------------------

Автор статьи – Председатель Общества Коллекционеров Санкт-Петербурга Страхов Александр.