Фотография что-то потеряла. Свою значительность. Как и литература, как и многие другие важные вещи. Фотография стала доступна всем, и от этого правила существования фотографии диктуются общественным вкусом.
Раньше фотография была трудоемким делом, за нее бралось не так много людей. Люди, занимавшиеся фотографией, должны были обладать терпением. И поэтому часто они делали хорошие вещи.
Если посмотреть на названия современных книг по фотографии, то мы увидим, что эти книги пишутся для новичков, для всех людей, для тех, кто первый раз взял в руки фотоаппарат. Книга обещает научить создавать шедевры. Не обязательно это никчемная книга. В ней могут быть доступно и грамотно изложены технические аспекты съемки — как выставлять экспозицию, что такое баланс белого, как обработать фотографию.
Но что-то важное отсутствует в этих книгах. То, что фотография — это путь, сложный путь. Что фотография в жизнях ее великих творцов — это размышление, исследование.
Жизнь сейчас меняется очень быстро, от человека подчас требуются мгновенные решения, и размышлению как долгому неторопливому процессу не остается места в нашей жизни — как и в фотографии.
В больших городах проводятся фотовыставки. Кураторы ищут таланты. И фотограф начинает чувствовать себя каким-то необыкновенным человеком, творцом, в отличие от простых смертных. Замечается талант, выбираются люди — фотограф думает не о своей фотографии, а о себе как фотографе. Что бы такое сделать, чтобы выделиться?
Есть два вида поиска нового. Мастер видит, что сделано до него, он видит свои достижения, ему нужно идти дальше. Это настоящее новое, требующееся миру (новое как развитие прежних тем, поиск новых тем, обобщение, может быть).
Другое — это желание выделиться, стать непохожим. Чтобы заметили, удивились, поразились. Он делает непохожие фотографии, но внутренней новизны там нет. Нет связи с прошлым (а как бы это объяснить про связь с прошлым, зачем она?). Нет пути в будущее. Есть просто что-то оторванное от всего, дикое.
Эволюция в природе показывает нам, как из простых форм появляются сложные, как медленно и постепенно меняются растения и животные, грибы и бактерии. Как каждое создание законченно и красиво, и как из него рождается кто-то похожий, но уже другой — тоже красивый и новый. Так и мастер в любом искусстве изучает сначала, что было создано до него, пробует много сам, чтобы потом создавать свое искусство — видоизменять, развивать уже созданное до него. И он движется в будущее, он не останавливается.Майкл Кенна
Что происходит сейчас? Человек берет в руки фотоаппарат и нажимает кнопки. Он читает немножко про то, как там фотоаппарат устроен, что с ним делать — и он начинает фотографировать — он, совершенно оторванный от прошлого мира фотографии, живописи, мира совершенных форм природы. То, с чем он знаком, это современные картинки в виде рекламы, фотографий в Интернете. Он окружен безвкусными вещами. Он обречен подражать безвкусице. Он растет из нее, а не из богатства прошлого.
А оно есть, это богатство. Только в современных книжках о фотографии об этом мало пишут. «Вы создадите шедевр». Из чего?