Найти тему

То, чего вы не знаете об «Илиаде»

Ещё давным-давно знающие люди признали, что «Илиада» — отличная вещь. Кроме того, несмотря на многочисленные догадки и споры о личности Гомера, считается, что это первая авторская поэма. Да, в её основу легли фольклорные мотивы, но «отделкой» занялся именно Гомер. Кто бы он ни был.

Это Гомер. Слепой, но всё равно красавчик.
Это Гомер. Слепой, но всё равно красавчик.

Многие, пусть даже и отдалённо, знают, о чём в ней повествуется — о Троянской войне, конечно. Ахиллес, Менелай, Елена Прекрасная — все эти имена нам знакомы. Богини поспорили, Зевс отослал их к пастуху, Парис отдал яблоко Афродите, Афина и Гера обиделись, Менелай пришёл в бешенство, и всё завертелось-закрутилось... И затянулось аж на десять страшных лет.

Парис отдаёт яблочко Афродите. Афина (слева) и Гера (справа) негодуют.
Парис отдаёт яблочко Афродите. Афина (слева) и Гера (справа) негодуют.

Мало кто знает, но Гомер вообще всё это не описывает. Ни завязку (свадьбу, спор богинь и решение Париса), ни похищение Елены, ни сбор Менелаем союзников, ни даже Троянского коня.

Всё вышеописанное мы хорошо знаем и помним из мифологии, а Гомер изображает лишь парочку эпизодов, случившихся в последний, десятый год беспрерывных баталий. Да, парочку, а «Брифли» говорит, что поэму надо читать тринадцать часов.

Ну, не суть, она вообще-то легко читается. Так что за эпизоды такие?

Произведение начинается со знаменитых строк:

Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий содеял...

Что за гнев? Каким ахеянам? Зачем воспевать?

Для начала: ахеяне = союзники Менелая, противники троян. Ну да, «греки», хотя «греками» они себя не называли. И Гомер в поэме не назовёт ни разу. «Греками» гораздо позже их начали величать римляне, но это уже другая история.

Так вот, ахеяне, «греки», как вам угодно, целых десять лет стояли под Троей, осаждая её. Очевидно, что многотысячной ахейской армии всегда нужно что-то кушать, что-то пить и чем-то заниматься. Вот они и совершали набеги на племена, соседствующие с троянцами; грабили, жгли, забирали овец, золото и женщин.

У всех храбрых витязей были личные наложницы, и у великого царя Агамемнона, брата Менелая, тоже была своя Хрисеида. Её отца, пришедшего с выкупом, Агамемнон выгнал, и несчастный старик с помощью Аполлона наслал на ахеян страшную чуму. Многие умерли, и Агамемнону всё же пришлось отдать Хрисеиду отцу. Царю стало досадно и обидно за себя, и он не придумал ничего лучше, как забрать наложницу у Ахиллеса. Негоже царю без рабыни.

Отец Хрисеиды и злой Агамемнон
Отец Хрисеиды и злой Агамемнон

Звали её Брисеида, и надо сказать, что Ахиллес её очень любил. Судя по некоторым косвенным намёкам, разбросанным по «Илиаде», мы можем предположить, что они даже собирались пожениться. А тут — Агамемнон со своей гордыней.

Брисеиду насильно забрали, и вот, собственно, вся причина «грозного гнева». Ахиллес, рассвирепев, чуть не убил царя, но его благоразумно остановила Афина. Злющий герой, убрав мечи, поклялся не помогать Агамемнону в сражениях против троянцев и ушёл со своим войском к кораблям.

Афина просит Ахиллеса успокоиться
Афина просит Ахиллеса успокоиться

И на этой ссоре строится вся большущая поэма, то есть впервые в литературе имеет место «нанизывающая» композиция. Случается какая-то поворотная штука, и на неё «нанизываются» последующие события. Ахиллес уходит — Агамемнон не хочет просить прощения — троянцы, осмелев, нехило притесняют ахеян — Агамемнон просит прощения — Ахиллес упрямится — троянцы конкретно угрожают ахейскому воинству — троянцы убивают Патрокла, лучшего друга Ахиллеса — Ахиллес больше не упрямится и идёт своим помогать. И так далее.

Теперь зададимся вопросом: почему же Гомер из всего десятилетия берёт лишь 51 день?

(да, есть точное число)

Сложно сказать, но нам надо понимать, что «Илиада», несмотря на все фольклорные моменты, есть всё-таки новаторское произведение. Будь это обыкновенное народное сказание, оно бы, конечно, рассказало про всё: и про Париса, и про Афродиту, и про Одиссея с его конём. Всё, от начала и до конца, со всеми переменными и вытекающими, как и положено.

Но с этим уже разобралась мифология, а Гомер хватается за отдельное событие и расписывает его до последней детали. В угоду фольклорным традициям он оставляет всякие фишки типа клише и постоянных эпитетов («быстроногий Ахиллес», «шлемоблещущий Гектор»), однако посвящает немалую долю всего эпического размаха попыткам разобраться в мотивах и психологии героев.

Бой Ахиллеса и Гектора
Бой Ахиллеса и Гектора

Автор как бы позволяет нам не только оценить всякие подвиги, сражения и убийства, но и повнимательнее посмотреть, что изнутри движет Ахиллесом или Диомедом (ещё один крутой герой). И образы у Гомера более цельные, неоднозначные, динамичные, в отличие от мифологических клише. Например, Ахиллес по-своему эволюционирует: в начале поэмы герой ненавидит своих же соратников, вспыльчив и заносчив, а в конце — ведёт себя здраво и сочувственно по отношению к противнику.

Так, Гомер старается ответить не только на вопросы типа:

Почему Одиссей так чертовски умён и прекрасен?

но и на вопросы типа:

Чем руководствуются герои? В чём сущность их поступков? В чём сила и слабость человеческой природы? Почему люди страдают и умирают?

Кстати, он немножко и отвечает: руководствуются тщеславием, и от него же страдают. Агамемнон не захотел отдать наложницу — померло кучу народа; Ахиллес не захотел помочь соратникам — помер лучший друг и кучу народа. Нужно искоренять и подавлять излишнюю гордость, и тогда всё будет если не хорошо, то хотя бы более-менее.

Гибель Патрокла
Гибель Патрокла

Подводя итог, скажем так:

«Илиада» — замечательная поэма, а Гомер — большой молодец, который идёт немножко против канона. Взяв на вооружение лишь несколько дней из целого десятилетия, он позволяет себе поглубже и поострее приглядеться к чисто культовым персонажам и из обычной ссоры «раздувает» целый эпос. Причём мастерски — всем советую прочесть.

Поставьте лайк, если вам понравилось!