Найти тему

Жан Дюнан и его ювелирный сет Giraffe. Шутки - в сторону!

Фотопортрет Жозефины Бейкер, сделанный для американского журнала Vanity Fair в 1934 году.  Фотограф - George Hoynigen-Heune. На Бейкер  - трёхчастное колье Giraffe. Архивы Vanity Fair , официальный сайт - www.vanityfair.com
Фотопортрет Жозефины Бейкер, сделанный для американского журнала Vanity Fair в 1934 году. Фотограф - George Hoynigen-Heune. На Бейкер - трёхчастное колье Giraffe. Архивы Vanity Fair , официальный сайт - www.vanityfair.com

Жозефина Бейкер и её сценический образ пронизан духом иронии и озорства. Эта дива сводила с ума многих! Одних своей красотой и грацией, других - раскрепощённостью и сексуальностью, а третьих - хрупкостью и ранимостью. Бейкер была предана Франции, только в этой стране она могла чувствовать себя свободной, в том время как на родине ей чётко показывали "место для цветных". Вне зависимости от известности и богатства американское общество 1920-х -1930-х годов соблюдало жёсткий социальный регламент. Среди многочисленных поклонников Жозефины был и Жан Дюнан, швейцарский художник-декоратор, который, как и это замечательная актриса и танцовщица, обожал Париж, но по иным причинам. В маленькой благополучной Швейцарии царило суровое спокойствие альпийских гор, вытерпеть скуку академизма для такого деятельного ума не было никакой невозможности. Судьба свела сороколетнего Дюнана и двадцатилетнюю обольстительницу Жозефину.

На фотографии 1934 года, сделанной для ноябрьского номера Vanity Fair, Бейкер одела свои любимые украшения - колье Giraffe, которые она любила за их простоту и универсальность. Многие считают, что ювелирный сет был сделан специально для Жозефины. Хотя впоследствии так полюбились, что оказались в шкатулке у многих известных дам.

Дороти Смарт в элегантной шляпе от Mademoiselle Agnès и в украшениях Giraffe, 1926. Фотограф - Эвард Стейхен.  Коллекция Эдварда Стейхена, Люксембург, официальный сайт -www.steichencollections.lu
Дороти Смарт в элегантной шляпе от Mademoiselle Agnès и в украшениях Giraffe, 1926. Фотограф - Эвард Стейхен. Коллекция Эдварда Стейхена, Люксембург, официальный сайт -www.steichencollections.lu

Доказательств множество, и многочисленные фотографии гламурных див, и коллекции частных галерей и крупных музеев (парижскиого Музея декоративного искусства, лондонского Музея Виктории и Альберта, нью-йоркского музея Метрополитен), в которых можно увидеть это украшение в разной комплектации - или колье, или браслеты, или и то, и другое.

Колье и браслеты выполнены из достаточно нового по тем временам металлического сплава - ореума, материала оригинального, запатентованного во Франции в 1902 году. Сплав оказался, на редкость, прочным, стойким к окислению, а главное - терпящим высокотемпературный обжиг и декорирование лаком или горячей эмалью. Дюнан к 1920-м годам уже слыл большим докой в лакировании, используя сложные техники, в том числе и японский лак урущи.

Жан Дюнан. колье и браслеты Giraffe, 1925.  Галерея Siegelson, Нью-Йорк,  официальный сайт - www.siegelson.com
Жан Дюнан. колье и браслеты Giraffe, 1925. Галерея Siegelson, Нью-Йорк, официальный сайт - www.siegelson.com

Колье и браслеты Giraffe побили все рекорды популярности, их простота позволяла носить их как по отдельности, так и все вместе. Журнал "L'Officiel de la couture, de la mode de Paris", основанный, кстати, в 1921 году и задающий тон и в XXI веке, в ноябре 1926 года так отрекомендовал это украшение :

"Чтобы подчеркнуть тонкую шею и запястья, Дюнан создал необычные украшения, в которых экзотика африканского стиля сочетается с математическим воображением гениального художника, способного быть одновременно геометром и поэтом".

Действительно, Европа в те годы была очарована экзотикой и мощью африканского искусства, поэтому ювелирный сет по стилистике напоминал украшения, которые и сегодня можно увидеть в Центральной Африке.

Жан Дюнан. колье и браслеты Giraffe, 1925.  Галерея Siegelson, Нью-Йорк,  официальный сайт - www.siegelson.com
Жан Дюнан. колье и браслеты Giraffe, 1925. Галерея Siegelson, Нью-Йорк, официальный сайт - www.siegelson.com

Специфичность названия этой коллекции - Giraffe - было объяснено самим художником, который убеждал, что женщина, которая их носит, per se, представляет собой "экзотическое существо", подобное жирафу (Хочу отметить, что в этой метафоре нет ничего обидного, как может показаться современному человеку, надо учесть исторический контекст. "Жирафа" - так назвали это животное, например, в России, было, действительно, существом редким, экзотическим, его видели в своей жизни далеко не все!)

Жан Дюнан. колье и браслеты Giraffe, 1925.  Галерея Siegelson, Нью-Йорк,  официальный сайт - www.siegelson.com
Жан Дюнан. колье и браслеты Giraffe, 1925. Галерея Siegelson, Нью-Йорк, официальный сайт - www.siegelson.com

В продолжении темы о творчестве Жана Дюнана - статьи:

Подписаться на мой тематический канал "Ар Деко легендарный", посвященный художественному стилю ар деко, - на этой странице!