Жозефина Бейкер и её сценический образ пронизан духом иронии и озорства. Эта дива сводила с ума многих! Одних своей красотой и грацией, других - раскрепощённостью и сексуальностью, а третьих - хрупкостью и ранимостью. Бейкер была предана Франции, только в этой стране она могла чувствовать себя свободной, в том время как на родине ей чётко показывали "место для цветных". Вне зависимости от известности и богатства американское общество 1920-х -1930-х годов соблюдало жёсткий социальный регламент. Среди многочисленных поклонников Жозефины был и Жан Дюнан, швейцарский художник-декоратор, который, как и это замечательная актриса и танцовщица, обожал Париж, но по иным причинам. В маленькой благополучной Швейцарии царило суровое спокойствие альпийских гор, вытерпеть скуку академизма для такого деятельного ума не было никакой невозможности. Судьба свела сороколетнего Дюнана и двадцатилетнюю обольстительницу Жозефину.
На фотографии 1934 года, сделанной для ноябрьского номера Vanity Fair, Бейкер одела свои любимые украшения - колье Giraffe, которые она любила за их простоту и универсальность. Многие считают, что ювелирный сет был сделан специально для Жозефины. Хотя впоследствии так полюбились, что оказались в шкатулке у многих известных дам.
Доказательств множество, и многочисленные фотографии гламурных див, и коллекции частных галерей и крупных музеев (парижскиого Музея декоративного искусства, лондонского Музея Виктории и Альберта, нью-йоркского музея Метрополитен), в которых можно увидеть это украшение в разной комплектации - или колье, или браслеты, или и то, и другое.
Колье и браслеты выполнены из достаточно нового по тем временам металлического сплава - ореума, материала оригинального, запатентованного во Франции в 1902 году. Сплав оказался, на редкость, прочным, стойким к окислению, а главное - терпящим высокотемпературный обжиг и декорирование лаком или горячей эмалью. Дюнан к 1920-м годам уже слыл большим докой в лакировании, используя сложные техники, в том числе и японский лак урущи.
Колье и браслеты Giraffe побили все рекорды популярности, их простота позволяла носить их как по отдельности, так и все вместе. Журнал "L'Officiel de la couture, de la mode de Paris", основанный, кстати, в 1921 году и задающий тон и в XXI веке, в ноябре 1926 года так отрекомендовал это украшение :
"Чтобы подчеркнуть тонкую шею и запястья, Дюнан создал необычные украшения, в которых экзотика африканского стиля сочетается с математическим воображением гениального художника, способного быть одновременно геометром и поэтом".
Действительно, Европа в те годы была очарована экзотикой и мощью африканского искусства, поэтому ювелирный сет по стилистике напоминал украшения, которые и сегодня можно увидеть в Центральной Африке.
Специфичность названия этой коллекции - Giraffe - было объяснено самим художником, который убеждал, что женщина, которая их носит, per se, представляет собой "экзотическое существо", подобное жирафу (Хочу отметить, что в этой метафоре нет ничего обидного, как может показаться современному человеку, надо учесть исторический контекст. "Жирафа" - так назвали это животное, например, в России, было, действительно, существом редким, экзотическим, его видели в своей жизни далеко не все!)
В продолжении темы о творчестве Жана Дюнана - статьи:
- Самая роскошная комната в Нью-Йорке Жана Дюнана
Подписаться на мой тематический канал "Ар Деко легендарный", посвященный художественному стилю ар деко, - на этой странице!