Найти тему

Всегда обращаю внимание на фон в фотографии. Это позоляет мне делать классные фотографии без лишних усилий

Оглавление

Из этой статьи вы узнаете о важности фона в фотографии. Понимание этого предмета окажет большое влияние на качество получаемых вами снимков. Вы узнаете о различных приёмах работы с фоном и о свойстве фона работать в противовес основному объекту съёмки.

Вычурный узор на заднем фоне заставляет глаза сосредоточиться на модели. Этого и добивался фотограф, потому что модель – основной объект снимка
Вычурный узор на заднем фоне заставляет глаза сосредоточиться на модели. Этого и добивался фотограф, потому что модель – основной объект снимка

Что важнее: фон или основной объект?

Для фотографии важны оба этих элемента. Любой фотограф должен уделять большое внимание как основному объекту, так и фону за ним. Когда вы сосредотачиваетесь на основном объекте, то легко упустить из вида фон. Чтобы этого не произошло ловите линии фона, они должны приводить к основному объекту.

На этой фотографии уличная торговка является основным объектом съёмки, но фон и его линии создают общее впечатление и раскрывают сущность модели
На этой фотографии уличная торговка является основным объектом съёмки, но фон и его линии создают общее впечатление и раскрывают сущность модели

Композиция с фоном

Фон очень важен в портретной фотографии и натюрморте, а при съёмке пейзажей вся плоскость снимка – это и есть фон, поэтому ему вы уделяете особое внимание по умолчанию.

Так что же искать в фоне, если он часто бывает даже не в фокусе? Нужно искать отдельные элементы такие как:

  • Линии: на фоне должны быть линии. При этом желательно, чтобы они были направляющими и вели взгляд зрителя на основной объект съёмки. Если линии на фоне отсутствуют как объекты, то вспомните про невидимые линии. Я говорю о правиле третей и о тех самых линиях, которые оно образует.
  • Узоры: если на фоне есть текстура, например, кирпичная стена, то она должна заполнять собой всё пространство кадра.
  • Минимализм: вы должны стремиться исключать из фона любые посторонние предметы, например, фонарные столбы или людей. Дело в том, что они сбивают смотрящего с толку и отвлекают от основного объекта съёмки.
  • Рамки: как и направляющие линии они могут быть естественным на вашей фотографии. Совместите рамку с основным объектом и получится замечательный фон.
Хороший пример фотографии с применением рамки
Хороший пример фотографии с применением рамки

Работать с фоном или убрать его?

У вас, как у фотографа, всегда есть выбор: работать с фоном или убрать его из кадра.

Выбор зависит от художественных предпочтений снимающего и особенностей стиля фотографии. Например, в стрит съёмке фон включается в обязательном порядке, иначе будет совершенно непонятно о чём фотография.

Рассмотрим подробнее оба подхода.

На этой фотографии  основной объект съёмки подсвечен вспышкой, а фон отсутствует как таковой
На этой фотографии основной объект съёмки подсвечен вспышкой, а фон отсутствует как таковой

Фон как история

Фон может быть использован в качестве контекста к основному объекту съёмки. Выше мы уже приводили пример с торговкой. То, как основной объект съёмки взаимодействует с окружением добавляет в фотографию повествование, а значит делает снимок более ярким. Только не подумайте, что на фоне может быть хаос. Всё равно при каждой обработке следует удалять лишние предметы.

Идеальная фотография показывает основной объект съёмки и фон в достаточной степени, чтобы передать историю, запечатлённую на снимке. Этого можно добиться следующими средствами:

  • Фокусное расстояние. Оно может оказывать существенное влияние на снимок, в частности, на фон. Длинные фокусные расстояния как бы приближают фон к основному объекту съёмки, но в то же время сокращают поле зрения фотоаппарата (и уменьшают повествовательное значение фотографии).
  • Боке. С его помощью можно добиться мягкого размытия фона. Таким образом фон не будет отвлекать зрителя от основного объекта съёмки, но в то же время будет рассказывать историю.
  • Обрамление. Если вам посчастливится найти естественную рамку перед объективом, то используйте её. Тогда рамка поможет скрыть из кадра нежелательные предметы и сконцентрировать внимание зрителя на основном объекте.
На этой фотографии показано как фон может добавить контекста к основному объекту. Использовано мягкое боке
На этой фотографии показано как фон может добавить контекста к основному объекту. Использовано мягкое боке

Минимизируем присутствие фона

Другой способ справиться с фоном – это минимизировать его присутствие, размыть его или убедиться, что это одна конкретная текстура.

Такой подход придаёт фотографии изрядную долю минималистичности. Этот подход стоит рассмотреть, когда у вас очень интересный основной объект съёмки или, что ещё лучше, когда сам объект красноречив (сам по себе рассказывает историю).

Итак, вот средства, которыми можно добиться минимизации присутствия фона:

Низкий ключ. Эффект низкого ключа означает, что основной объект идеально скомпозиционирован при явном недоэкспонировании фона. Если говорить по-русски, то фон будет чёрным или очень тёмным, а основной объект будет выглядеть также, как и в обычной жизни. Чтобы достичь эффекта низкого ключа следует использовать направленный свет.

Боке. В нашем конкретном случае стоит подальше отойти от модели и использовать максимальное фокусное расстояние в сочетании с полностью открытой диафрагмой. Тогда боке получится настолько сильным, что полностью размоет фон.

Текстура. В деле минимизации фона отлично подойдут кирпичные стены или рольставни. Цель состоит в том, чтобы полностью заполнить фон однотипной текстурой и ничем другим.

Одноцветный объект. Хорошей идеей является направление объектива на крупный одноцветный объект. Например, если вы снимаете на фоне неба, то в сочетании с сильным боке вы всегда получите ровный голубой фон.

Лист обрамлён разноцветной текстурой. В примере сочетаются сразу несколько приведённых выше подходов
Лист обрамлён разноцветной текстурой. В примере сочетаются сразу несколько приведённых выше подходов