Говорили мы с Зои Лионидас о средневековых тернистых путях к деторождению, о беременности и подготовки к волнительному моменту. Ну и вот дождались. Настало время родов.
- Пришла пора...кого зовём?
- Принимать роды следовало опытной повитухе – это всегда была зрелая матрона, многодетная мать, получившая свои знания либо по наследству, либо от прежней знахарки. Те, кто мог это себе позволить, платили повитухе загодя, чтобы та в последние дни до предполагаемого времени родов, неотлучно находилась при беременной, и подключалась немедля, как только требовалась ее помощь.
Бедные семьи предпочитали уговариваться заранее, приблизительно рассчитав сроки, и когда будущая мама чувствовала начало схваток, за повитухой немедля отправлялся супруг, кто-либо из подросших детей, или наконец, та самая молодая родственница, что помогала ей по дому, и также обязана была ассистировать в процессе родов.
Богатые и знатные могли пригласить профессионального врача – кстати сказать, это был единственный мужчина, которому позволено было присутствовать при родах. Всех прочих мужчин и мальчиков – старше младенческого возраста, выгоняли из дома прочь, закрывая двери и плотно занавешивая окна во избежание нескромных взглядов.
Отметим кстати, что врачами в Средние века могли быть и женщины, знаменитая Салернская Медицинская школа принимала всех без исключения, кто мог либо оплатить свой курс, либо показывал себя достаточно способным, чтобы претендовать на скромную стипендию. Одной из самых знаменитых женщин-врачей того времени была, без сомнения, Тротула, оставившая несколько очень любопытных трудов по акушерству и гинекологии, написанных, по обычаю времени, на латинском языке.
- Ну хорошо, знахарки, повитухи, врачи..ну а делали то что они, чем могли помочь? Морально поддержать, компресс приложить ко лбу?
- Техники родовспоможения для своего времени были отнюдь не примитивными. До нас дошли трактаты времен Осени Средневековья и Возрождения, со множеством миниатюр, изображающих правильные и неправильные положения плода. Врачи и повитухи умели делать поворот, накладывали щипцы, и даже готовили особые зелья на маковой или белладоновой основе, действовавшие как сильное болеутоляющее средство. Впрочем, опять же приходится оговориться, что церковь жестоко преследовала подобные практики, видя в них прямое нарушение Божественной воли, обрекшей Еву рожать в муках. Но полностью искоренить их так и не удалось, и народное, так сказать, обезболивание благополучно просуществовало до изобретения наркоза на современной основе.
Но если уже ничто не могло помочь, и мать умирала, так и не сумев родить малыша, прибегали к кесареву сечению. Надо сказать, что для женщины это был приговор: полостная операция, в отсутствие антисептики (которая, как мы знаем, появиться только в Новое Время) всегда заканчивалась заражением крови.
- Бедняжки..
- Потому, повторимся, это было крайнее средство, применявшееся только в самых отчаянных случаях. Роды были очень тяжелым испытанием – по рассчетам д-ра Даниель-Бидон, считающейся одним из крупнейших специалистов по вопросу о материнстве и детстве в Средние века, в родах умирала каждая пятая, а порой и каждая четвертая – безразлично от сословия и богатства. Маточные кровотечения и родильная горячка равно убивали и королев и нищенок, в частности, несмотря на лучшую в те времена врачебную помощь, во время первых же родов погибла Изабелла, герцогиня Орлеанская, оставив безутешного супруга-поэта, который до конца жизни будет слагать трепетные стихи в ее честь.
- Региональные особенности практик родильных были?
- В разных землях практика родов отличалась между собой. Рожали иногда стоя, причем роженица в таком случае обеими руками бралась за полотенце или кусок плотной ткани, перекинутый через крюк, порой для верности обматывая себе запястья. Полагалось, что подобная поза поможет ребенку (как сказали бы мы сейчас – под действием силы тяжести) поскорее выскочить наружу Помощница или помощницы, поддерживали ее во время процесса, а повитуха привычно принимала новорожденного. Существовали родильные стулья, похожие на современные гинекологические, однако, чаще всего, будущая мама лежала или полусидела в постели. Когда процесс подходил к концу, белье сразу же меняли, роженице помогали переодеть рубашку, и звали супруга, старшего сына или доверенного слугу, должного на руках перенести ее в лохань для мытья.
Затем помощника опять выпроваживали вон, молодой маме сливали на руки воду, настоянную на травах (в частности, для этого использовался шалфей, как мы сейчас знаем – очень сильное дезинфицирующее средство), после чего для поддержания сил, ее кормили куриным бульоном и деликатесной в те времена куриной ножкой. Малыша также следовало немедленно помыть в теплой воде и сразу же приложить к груди...
Продолжение следует.
Читайте также:
Диета, суеверия и быт беременной женщины в Средневековье
Средневековая беременность. Желанная и нежеланная.