Работая или живя в коллективе вы неизбежно попадает а ситуацию когда вам сообща нужно прийти к общему знаменателю. В редких случаях все заканчивается быстро и достаточно мирно, в большинстве же своем даже незначительная повестка оборачивается жаркими дебатами. Мы начинаем кричать, проходить по личностям и этот жар дебатов топит в нас какие-то старые обиды (возможно с прошлых собраний) , недосказанности, личные неурядицы, в общем весь накопившийся негатив вдруг становится инертным и не контролируемым. Как правило к финалу мы приходим изрядно облитыми из "отходного" ведра и уже с трудом можем вспомнить зачем собирались, но уже точно не забудем кто , кого и чем обливал. И почему так происходит более менее понятно, у каждого из нас свой взгляд на реальность , своя философия, набор принципов и ценностей. И это бесспорно так, ведь если бы мы все были одинаковыми, мы бы до сих пор бросались друг в друга камнями.
Проблема лежит на поверхности, её не нужно искать привлекая к этому кандидатов разных степеней и тонны научных трудов : Мы просто не умеем договариваться. Это наследие нашего прошлого, наших советских собраний , где голосование и обсуждение было чисто формальным как и присутствие. И результат собрания был предрешён ещё до начала и изменений не предполагал.
Очень кратко для сравнения возьмём нашего вечного соперника во всех сферах бытия , Америку. Обучение навыкам публичных дискуссии в англоязычном обществе начинается уже в младших классах и продолжается всю жизнь. Точность приведённой ниже формулировки гостя и очевидца русскоязычных дебатов поражает:
Как странно вы, русские, спорите. Вот у нас в ..... когда спорят, то один говорит, а другие слушают и стараются понять, что он имеет ввиду. А у вас - один говорит, а другие ждут своей очереди.
Яркий пример не оставляющий вопросов. Может быть и наша система образования когда-нибудь найдёт ресурсы для обучения Россиян ведению переговоров, дебатов, правильной аргументации своей позиции. Но на данном этапе "спасение утопающих, дело рук самих утопающих" в наших силах самоорганизоваться и руководствоваться простыми правилами, например:
- Чтобы быть услышанным, научись слушать других.
-Не отвергай бездумно аргументы другой стороны (возможно они верны)
-Не стесняйся переспросить, это лучше, чем, не поняв увести свою мысль в другую сторону.
-Не используйте ситуации из жизни знакомых как аргументы.( может не хватить данных)
-В одном обсуждении придерживайтесь одной темы.
.......
Нам всем необходимо выработать какие-то нормы, правила, это сохранит нам время, нервы и теплые отношения с коллегами или близкими.