Нужна ли миссия вообще?
Многие из нас слышали от руководства про миссию компании. Но не думаю, что очень многие понимают, зачем она нужна. И уж тем более, мало кто видел, как она действует.
Мне в прошлом было, например, не очень приятно слушать от некоторых начальников про то, что наша компания «ставит интересы клиентов на первое место», а при этом начальники кроме своих интересов ничего не видели и не слышали…
На самом деле, есть вполне себе успешные предприниматели, которые не заморачиваются с формулировками миссий и имеют свой приличный доход.
И когда я начинаю заводить беседу о том, что для развития компании и для повышения мотивации сотрудников миссия нужна, то на меня смотрят слегка саркастически. Вроде как – «наивная девочка, мы тут тебя послушаем, конечно, но вообще-то мы бизнес и деньги делаем, а ты тут со своей эзотерикой…»
Если кратко - зачем, кому и когда?
Итак, можно ли малому бизнесу без миссии?
Конечно! Энергичный и креативный собственник всегда найдет способ заработать, не задумываясь о высоких категориях, и работая себе в удовольствие.
Когда же миссия может понадобиться?
Когда собственник в тупике и ищет пути роста и развития. В этом случае формулировка миссии – один из базовых инструментов.
Как же она вам поможет, если вы все же решили заморочиться?
- Ориентир во всех активностях – выбрать нужное, отбросить ненужное, выделить основные KPI
- Elevator pitch для всех типов клиентов – инвесторов, партнеров, покупателей, поставщиков… как часто я захожу на сайт и думаю – боже, чем эти люди занимаются?... Миссия этот вопрос снимет
- Мотивация персонала. С этим самые большие вопросы. Чтобы миссия работала, все сотрудники должны ее разделять и – самое главное – действовать соответственно. Если говорить высокопарно еще многие умеют, то вот с действиями – беда в большинстве случаев… Тут требуется работа собственника над собой.
- Подбор персонала – вы сможете подбирать людей под определенные ценности
- Миссия – основа для создания долгосрочного видения компания. Вы будете знать, куда и зачем идете в перспективе 10 лет и больше.
- Миссия вдохновляет собственника и мотивирует его. Ощущение того, что вы приносите пользу не только себе деньгами, но и окружающим - очень поддерживает
Почему же миссия может не сработать, даже если она сформулирована?
- Сформулирована не через ценности – не вдохновляет большое количество людей
- Сформулирована и надежно спрятана в стол – не используется для принятия решений, не отражается на поступках собственника и руководителей
- Сформулирована просто «чтобы было». Коуч сказал – собственник сделал. Не потратил время на то, чтобы разобраться в себе, в своих принципах и ценностях.
Ну и напоследок
Миссия помогает не только владельцам компаний, но и всем остальным.
Понимая свою миссию, на пенсии вы вдруг не осознаете, что занимались не тем, что вам хотелось.
А поймете, что жизнь прошла не зря, да и вообще, пенсия – только начало жизни и можно сделать еще кучу всего классного!