Хотел получить одно – а вышло лучше. Немецкий химик Хенниг Бранд хотел получить золото из мочи, а открыл новый элемент – фосфор. Открытие принесло ему славу и деньги, но ещё больше на фосфоре разжились куда более удачливые дельцы.
Дело было в Гамбурге, на севере Германии. Бранд, отставной солдат и разорившийся купец, прозябал в нищете. Надеясь легко разбогатеть, он подался в алхимики. В 1669 году он проводил опыты с мочой: она имеет тот же цвет, что и золото, и, руководствуясь алхимическим принципом подобия, Бранд выбрал её для трансмутации. Он выпарил мочу вместе с углем и песком и получил вещество, светящееся в темноте. Это и был фосфор. Бранд назвал его «холодный огонь» и считал его «облегчённой разновидностью» философского камня.
«Холодный огонь» не мог превратить свинец в золото, но Бранд смог на нём заработать: он показывал свечение фосфора за деньги и продавал небольшими порциями дороже золота. Все, что соприкасалось с ним, начинало светиться, а когда фосфор бросали в кипящую воду, пары превращались в эффектно сияющие лучи. Мистически настроенные богатые люди были поражены, бывая на «представлениях» Бранда.
При этом рецепт приготовления он долгие годы держал в строжайшей тайне, и многие стремились её раскрыть. Известный немецкий химик Иоганн Кункель попросил своего сослуживца Иоганна Крафта, отправлявшегося в Гамбург, выведать у Бранда какие-либо сведения о фосфоре. Крафт уговорил Бранда продать рецепт за 200 талеров и решил не делиться знанием с Кункелем. Он сам изготовил фосфор и отправился в путешествие по Европе, где с большим успехом демонстрировал перед знатными особами его свечение.
Вторым покупателем рецепта стал немецкий философ и математик Готфрид Вильгельм Лейбниц. О фосфоре он узнал от Крафта, посещавшего герцога Иоганна Фридриха в Ганновере, при дворе которого и работал Лейбниц. Опыты Крафта со светящимся веществом впечатли его, и Лейбниц захотел узнать секрет приготовления. Крафт отказался продавать рецепт, тогда Лейбниц отправился в Гамбург к Бранду. Тот продал секрет уже за 60 талеров.
Когда Кункель узнал о вероломстве Крафта, он сам вступил в переписку с Брандом и узнал способ приготовления фосфора. Он немного изменил исходный рецепт и, набравшись наглости, заявил претензию на самостоятельность открытия. Наработками он поделился со своим другом, профессором Виттенбергского университета Каспаром Кирхмейером. В 1676 году он опубликовал трактат под названием «Постоянный ночной светильник, иногда сверкающий, который долго искали, ныне найденный». В этой статье впервые сообщались некоторые свойства и особенности фосфора.
Тем временем Крафт продолжал «гастроли»: 17 мая 1677 года на заседании Королевского общества в Лондоне он продемонстрировал несколько опытов с фосфором. На «шоу» присутствовал прославленный ученый Роберт Бойль (тот самый, что открыл закон Бойля – Мариотта). На его вопросы о получении фосфора Крафт ответил уклончиво, лишь намекнув, что сырье «присуще телу человека».
Несколько лет Бойль ставил опыты над человеческими кровью, костями, волосами, мочой. В итоге в 1680 году ему удалось получить фосфор. Но вскоре Бойль умер, а его ученик – немец Амброз Ганквиц – улучшил методику получения и возродил «фосфорную спекуляцию». Со времени открытия фосфор упал в цене, но Ганквицу удалось сколотить состояние: он заключал договоры на поставку чистейшего фосфора (чище, чем у конкурентов) с научными учреждениями и учёными по всей Европе. В Лондоне он основал фармацевтическую фирму, а также создал прототип спичек: намазанные серой деревянные палочки зажигались при трении о кусочек фосфора.
КСТАТИ
– Название «фосфор» в переводе с греческого означает «светоносец». Некоторые русские химики хотели дать элементу чисто русское название – «самоцвет», «светлей» – но не прижилось.
Ольга Тебенкова для "Волжского химика"