Я испытываю очень нежные чувства к фильму "Легкое поведение". Когда-то я посмотрела его только потому, что одну из ролей в нем исполняет Колин Ферт, к которому я тоже испытываю нежные чувства, и ни разу об этом не пожалела, теперь этот фильм принадлежит к числу моих любимых, и я периодически его пересматриваю.
Для меня этот фильм прежде всего о том, что человек, стремящийся жить понятиями "Долг" и "Так положено", перестает замечать своих близких, и результате рушит и их жизни, и свою собственную. В данном случае таким человеком выступает женщина, мать семьи - английской семьи в лучших, так сказать, традициях. Соблюдение приличий, сохранение лица и изображение хорошей мины при плохой игре - вот то, чем живет Вероника, отрицающая любые перемены и стремящаяся, чтобы все было "как положено".
Положено мужу вернуться домой после войны, несмотря на то, что он этого не хочет - она его находит и возвращает в дом, хотя, может быть, для него было бы лучше сгинуть в каком-нибудь дешевом борделе, потому что на этой войне он потерял не только всех своих солдат, но и часть самого себя, часть своей души, и простить себя за загубленные жизни он не может. Но Вероника не попыталась его понять, не попыталась ему помочь, и Джиму ничего не остается, кроме как замкнуться, отвечать на все сарказмом и недоброй иронией, избегать общества жены, предпочитая ему безнадежный ремонт безнадежно же сломанного мотоцикла.
Две дочери, Мэрион и Хильда, мягко говоря, так себе адекватны. Но откуда же им быть другими, если они всю жизнь варятся в этом замкнутом мирке и ничего другого не видят, и увидеть не могут.
Сын Джон, которого, конечно, отпустили "погулять", но его будущее после этой "прогулки" уже определено - продолжать тянуть на себе это поместье, которое всех давно уже тяготит, при этом его мнение, конечно же, не учитывается. Неудивительно, что он женился на Ларите - яркой свободной американке. Не думаю, что он ее любил, просто она была другой, совершенно ни на кого не похожей. Конечно же, Вероника приняла невестку в штыки - она старше сына, она уже была замужем, она американка, она водит машину, у нее на все есть свое мнение, и, что немаловажно, - она не дочь соседа, которую прочили Джону в невесты, что позволило бы объединить владения.
Понятно, что Ларита никак не могла вписаться в этот мрачноватый мирок. Понятно, что у Джона не хватило воли и характера, чтобы защитить жену, уехать прочь из этого дома, который ему, в общем-то, не нужен. Пресловутое чувство долга, вложенное ему в голову с детства, дало свои плоды, и он отпускает Лариту, не вписавшуюся в рамки, которые ставит добропорядочное английское общество. То, что эти рамки будут ей тесны, было очевидно с самого начала, но самостоятельности Джона хватило только на женитьбу, а дальше он попытался усидеть на двух стульях, и, само собой, у него это не получилось.
И Джон, и Мэрион, и Хильда хотели бы жить как-то иначе, что-то изменить, но противостоять матери они не могут. А она, искренне считая, что обо всех и обо всем заботится и действует только из самых лучших побуждений, лишает их права выбора, и лишается его сама.
Единственный, кто оказался способен на последний рывок - это Джим, уехавший вместе с Ларитой. Там тоже не идет речь о какой-то великой любви, но эти два раненых человека - он войной, она смертью первого мужа от рака - могут помочь друг другу, поддержать, выслушать, и в конечном итоге либо полюбить друг друга, либо пойти каждый своей дорогой, сохраняя друг к другу теплые чувства.