«Захар Беркут» - совместный украинско-американский художественный фильм режиссёров Ахтема Сайтаблаева и Джона Винна, экранизация одноимённой исторической повести «Захар Беркут» Ивана Франко. Партнером и историческим консультантом ленты выступает «Международный Фонд Ивана Франко» во главе с внуком выдающегося писателя Роландом Франко.
Этот фильм мы смотрели с особым чувством, так как дружили с режиссером Леонидом Осыкой, снявший «Захара Беркута» еще в 1971 году. Эта картина стала классикой «поэтического кино». Леонид снял известную картину по сценарию Сергея Дяченко «Гетманские клейноды» (1993 год), а позже, в 90-е годы, работал уже над сценарием Марины и Сергея о легендарном карпатском Робин Гуде – Олексе Довбуше – и его антиподом, братом и убийцей-садистом Иваном. Были сложности с финансами картины, Леонид заболел и вскоре его не стало. Но светлые воспоминания об этом прекрасном человеке мы храним до сих пор.
Новый «Захар Беркут», где русинов-бойков играют американцы и англичане (Захара, старейшину селения, играет, например, Роберт Патрик - «жидкометаллический робот» из «Теминатора-2»), сделан неплохо, особенно в боевых эпизодах. Да и красота Карпат с нашим любимым озером Синевир никуда не исчезла. Но мы не будем оценивать эти фильмы, сравнивать их. Мы хотели написать о другом – о разнице в подходах к финалу у этих картин.
Представьте себе «Ромео и Джульетту», где влюбленные остаются живы и уста их скрепляет поцелуй в лучших голливудских традициях. Представили? Это, собственно, и ждут сегодня большинство зрителей от финалов. Но – осталась бы в памяти столетий эта история, наполненная печалью?
В финале обоих фильмов русины затапливают захватчиков во главе с их ханом, а в его руках плененный Максим – герой и единственный сын Захара. Старейшина имеет возможность спасти сына ценою свободы кровожадного хана…
Так вот, у Леонида Осыки отец жертвует сыном ради блага общины, с согласия сына. И вот мы помним этот финал спустя десятилетия, он цепляет, это античная трагедия, здесь работают архетипы подсознания. В новом фильме Максим, после эффектного боя с ханом, спасается и воссоединяется со своей невестой. Вспомнится ли этот финал, совпадающий с сюжетом повести Иваном Франко, через годы?
Как нам кажется - в том-то и гениальность Леонида Осыки, что он пошел, как когда-то Шекспир, против правил «поцелуйного финала» и оставил незаживающую рану сомнений – а прав ли был Захар Беркут?
А что вы скажете, дорогие друзья? Как бы вы поступили на месте старейшины?